МЕСТО

ВСТРЕЧИ

ОДЕССА

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (66) 835-97-17

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

КИНОСЪЁМОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ ОДЕССЫ. «БЕРЕГИТЕ ЖЕНЩИН»

Идея создания фильма «Берегите женщин» принадлежит сценаристу Анатолию Козаку. Долгое время он активно работал в кинохронике, писал сценарии и дикторские тексты к документальным фильмам и сюжетам. Во время одной из командировок на металлургический завод его поразило то, какую тяжёлую физическую работу в литейном цеху выполняют женщины-формовщицы. Это показалось ему столь противоестественным, что он тут же задумал написать сценарий фильма, содержащий протест против использования женского труда на тяжёлых работах.

Первоначально сценарий, названный им «Берегите женщин», повествовал о бригаде девушек литейного цеха. В одну из них влюблялся парень, комсомольский вожак. Вместе со своими друзьями он вступал в борьбу с костным начальством за переоборудование горячего цеха и улучшение условий работы девушек.

Со своим сценарием Анатолий Козак обратился на «Мосфильм», полагая, что сюжет о рабочем классе, о комсомольцах, будет востребован. Но там идею встретили прохладно. Не нашёл поддержки Козак и на других киностудиях. Так бы и остался сюжет «Берегите женщин» нереализованным проектом, если бы кто-то не подсказал Козаку обратиться на Центральное телевидение. Там его идея нашла понимание, и в результате было принято решение снимать фильм на Одесской киностудии.

Прибыв в Одессу, побывав в порту и проникнувшись морской романтикой, Анатолий Козак понял, что сюжет надо срочно менять. Куда интереснее, романтичнее, ярче и свежее он будет выглядеть, если действие перенести из литейного цеха на морской буксир, под крики чаек и корабельные гудки. А если добавить ещё и песни! С этим решением Козак прибыл на киностудию, где уже подумывали отказаться от фильма. Новый поворот все встретили с воодушевлением. Козаку дали на переделку сценария неделю, но он пообещал сделать всё за три дня, и процесс был запущен.

Поначалу в качестве режиссёра фильма был утвержден Виктор Макаров, работавший на ленинградском телевидении и до этого не имевший опыта в кино. Однако у Макарова съёмки не заладились – подготовительный период затянулся, были проблемы с утверждение актёров, подбором музыки. В результате, спасая фильм, руководство пошло на замену режиссёра, назначив Александра Полынникова. работавшего на Одесской киностудии оператором. Полынников в срочном порядке отправился в Москву, где договорился с Юрием Антоновым об использовании в фильме его песен.

Из книги редактора Одесской киностудии Е.М.Рудых "Как делалось кино в Одессе":

"... Здесь все произошло как бы случайно. По заказу Центрального телевидения мы запустили в производство музыкальную комедию "Берегите женщин". Режиссёр, которого настоятельно рекомендовало объединение "Экран", быстренько раздал большие авансы приглашенным композитору и поэту. Сам режиссёр оказался беспомощным, стихи и музыка плохими. Пришлось приостановить картину, заменить режиссёра на оператора Александра Полынникова, который давно хотел попробовать себя в роли постановщика. А что делать с музыкой? Денег-то осталось мало. Кто согласится за такой гонорар написать столько песен? Саша Полынников узнал о в то время ещё неизвестном Антонове, привез нам послушать его записи и заверил, что композитор и исполнитель своих песен согласен отдать их для фильма за оставшиеся деньги. Песни мне показались симпатичными, но я не поняла, станут ли они шлягерами. Вскоре увидела, как перед закрытой дверью просмотрового зала стоит стайка девушек и парней - практикантов из школы киномехаников и, как кобры на хвосте, качаются из стороны в сторону, а из зала доносятся мелодии Антонова.

- Нравится? - поинтересовалась я.

В ответ - сплошные восторженные восклицания и вопросы:

- Кто это? Откуда?

Вот отсюда и зазвучал Юрий Антонов на весь город и вскоре на всю страну..."

Итак, основным местом съёмок фильма "Берегите женщин", который вышел в прокат в октябре 1981 года, стал Одесский порт, в те времена работающий на полную мощность. Главной съемочной площадкой фильма стал «сыгравший» самого себя буксир "Циклон". Судно было построено в 1944 году в Нью-Йорке и предназначалось для Военно-Морского Флота США. В 1947 году буксир был передан СССР и своим ходом через Атлантический океан, Средиземное и Черное моря пришел в Одессу, где сменил название с "ST490" на "Циклон". Примечательно, что районом плавания "Циклона" была указана «закрытая акватория портов и рек». Во время межконтинентального перехода судно не раз попадало в шторм и едва не затонуло. Известны несколько попыток подобных буксиров перехода через океан, из них три отправились на дно, другие два были доставлены в порт приписки на палубе грузового судна. "Циклон" верой и правдой служил в Одесском порту до 1988 года, когда он был списан, а в середине 90-х был «утилизирован» — разрезан на металлолом...

Главную мужскую роль сыграл Андрей Градов, уже известный по роли Коли Тараскина в фильме "Место встречи изменить нельзя", снятом тоже на Одесской киностудии. Из интервью Андрея Градова:  «…На улице после «Берегите женщин» стали узнавать. Мне, кстати, предсказали такую сумасшедшую популярность: «На следующий день после премьеры ты будешь иметь проблемы». — «Да ладно!» — не верил я. Но когда картина вышла на экраны, и правда начался настоящий кошмар. Помню, я как раз был в Киеве. Ехал утром на студию в общественном транспорте, и там ТАКОЕ началось — я даже выскочил из автобуса. Спокойно пройти по улице было невозможно. Я какими-то дворами стал ходить, чтоб не доставали. Появилась куча поклонниц...»

В фильме одну из первых своих ролей на большом экране сыграл Игорь Скляр. Чуть позже еще один фильм, снятый в Одессе режиссером Кареном Шахназаровым "Мы из джаза", принесет Скляру огромную популярность. Затем  киноэпопея «Подвиг Одессы» режиссера В. Стрелкова. По воле случая, большинство героев Игоря Скляра «одесского периода» зовут Костя. Но это уже другая киношная история...

Фильм «Берегите женщин» смотрится с удовольствием и сегодня — легкость, юмор, музыка, ностальгические воспоминания о том времени и том городе.  И, конечно,  прекрасные лица молодых талантливых актрис. Судьбы их сложились по-разному, но для миллионов зрителей они так и остались Любой, Галей, Валей и Олей — отважным девичьим экипажем буксира «Циклон».

Марина Шиманская, сыгравшая Любу. В детстве она увлекалась спортом и хорошо рисовала, но потом ее внимание привлек театр, и девочка с головой погрузилась в самодеятельность. После окончания ГИТИСа красивую актрису стали приглашать сниматься в кино — ее первой киноработой стала роль строгой молодой учительницы в фильме «Когда я стану великаном».

Надо сказать, в середине 80-х Марина Шиманская могла считаться одной из наиболее востребованных советских актрис: помимо «Берегите женщин», она появилась в таких фильмах, как «Эскадрон гусар летучих», «Тридцать четвертый скорый» и многих других.

Съемки в комедии «Берегите женщин» подарили ей не только всесоюзную известность, но и любовь всей жизни. Именно на съемочной площадке этой картины Марина познакомилась с молодым актером Альгисом Арлаускасом (он играл клавишника группы «Девятый вал» Сергея). Альгиса к тому времени уже хорошо знали по главной роли в фильме Леонида Гайдая «Спортлото-82».

Молодые влюбленные поженились, у них родились дочь и сын. А в начале 90-х семья уехала в Испанию, да так и осталась там жить. Дело в том, что Альгис — наполовину испанец. Когда для отечественного кинематографа наступили тяжелые времена, они смогли начать новую жизнь в другой стране, а хорошим стартом для них стало наследство, оставленное Альгису дедом-испанцем.

Марина выучила испанский и стала преподавать в школе актерского мастерства. Этим она продолжает заниматься и сейчас. С Альгисом они расстались в 2013-м, однако по-прежнему вместе работают.

Светлана Пенкина, боцман Оля,  начала сниматься в кино еще будучи студенткой театрального института, однако широкой публике Пенкина стала известной после исполнения роли Кати в картине «Хождение по мукам». Перед молодой актрисой открылись блестящие перспективы, однако она предпочла все свое время отдавать семье, — ее мужем стал руководитель группы «Песняры» Владимир Мулявин.

Кстати, Мулявин обратил внимание на красавицу Светлану после того, как увидел фильм «Берегите женщин. Семейная жизнь стала для Светланы счастливой, у пары родился сын Валерий. А в 2003 году Владимир Мулявин умер, и это стало настоящим ударом для Светланы, которая преданно выхаживала любимого после автокатастрофы.

В 2016 году сын Светланы, встревоженный тем, что она не отвечает на телефонные звонки, приехал в квартиру мамы и обнаружил ее мертвой. По заключению врачей, женщина скончалась от сердечного приступа. Похоронили ее в Минске.

Жизнь  Галины  Веневитиновой,  сыгравшей в фильме механика-моториста  Валю, коротка и трагична. Она стала театральной актрисой, в кино почти не снималась. Кроме картины «Берегите женщин», в ее активе всего один фильм. Зато на сцене театров, в которых она играла, талант Галины был очень востребованным. Среди ее самых заметных ролей — Миледи в мюзикле «Три мушкетера», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», а всего она играла каждый сезон чуть ли не по 200 спектаклей.

Однако именно театр, который актриса так любила, принес ей и гибель. Однажды на Галину во время спектакля упала тяжелая декорация, врачи диагностировали сильный ушиб грудины. Через некоторое время начала развиваться опухоль…

Актриса начала курс лечения. Как раз в тот период ее пригласили на роль мотористки Вали в фильм «Берегите женщин», и Галина согласилась. Красивая, яркая, с прекрасной фигурой и «чертиками» в глазах, она, без сомнения, украсила фильм. На съемочной площадке к ней отнеслись очень тепло, всячески опекали и поддерживали, понимая, каких усилий молодой женщине стоит играть озорную беззаботную Валю.

После ошеломительного успеха «Берегите женщин» Галину пригласили сняться в фильме «Просто ужас!». Несмотря на свое состояние, которое продолжало ухудшаться, актриса согласилась. И в театре продолжала играть — никому не показывая, как ей плохо. 34-летней Галины не стало в конце декабря 1983 года. У нее остался 12-летний сын Дима.

Матрос и комсорг команды буксира Галя - Елена Тонунц. Девушка успешно окончила геологический факультет МГУ, но ее неудержимо привлекал мир кино. И тогда она, даже не отработав положенное время по распределению, устроилась дворником и поступила в ГИТИС. Роль Гали — смешной девчонки-матроса с озорными косичками — проложила Елене дорогу к другим ролям, ее стали активно приглашать режиссеры, и среди самых ее известных ролей можно отметить Шехерезаду в «Новых сказках Шехерезады».

Окончив еще и режиссерский факультет, Елена пробовала свои силы в создании фильмов. Однако настоящее свое призвание и утешение женщина нашла в религии. Она окончила богословский институт, и некоторое время и не думала возвращаться к своим «киношным» профессиям.

Впрочем, в начале 2000-х она снова стала играть, ее можно было видеть в нескольких сериалах, — «Путейцы», «Паутина», «Гаражи»… А вот о своей личной жизни Елена предпочитает не распространяться. Известно лишь то, что она была замужем, но детей у актрисы нет.

Внимание, мужчины, для смеха нет причины -

Сегодня в каждом деле нам женщины под стать.

А мы по доброй воле чужие учим роли.

Коль так пойдет и далее - мы можем и отстать.

Берегите женщин, берегите женщин...

Женщин…

Использован материал: rusactors.ru, kino.rambler.ru

Для ценителей, любителей кино: экскурсия «Киносъёмочные площадки Одессы» одна из самых популярных и самых колоритных. Ведь весь ХХ, и чуть-чуть ХХI века наша красавица Одесса снимается в кино и трудно найти тот кусочек старого Города, который в кино не снимался))