МЕСТО

ВСТРЕЧИ

ОДЕССА

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (66) 835-97-17

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

UA

OD

ЛАРИСА УДОВИЧЕНКО. ПОЛЁТ ЧАЙКИ

Она с детства мечтала стать актрисой.

Сколько рассказов о знаменитостях начиналось именно с этой фразы! Известно, что всё начинается с детства. Но какая девочка не мечтает стать актрисой? – скажете вы. Да, об этом мечтают многие, не все становятся…

Когда при Одесской киностудии открыли актерскую школу (для учащихся бесплатную), пятнадцатилетняя Лариса пришла туда первой. Там её и заметил начинающий режиссёр Александр Павловский. В шестнадцать лет она уже снималась в главной роли вместе с известным актером Владимиром Меньшовым в дипломном фильме Павловского «Роковые кольца» (сценарий В.Меньшова по рассказу Валентина Катаева «Ножи». В прокате фильм назывался «Счастливый Кукушкин»). Лариса и пленила всех, и удивила всех точным рисунком своей героини – молоденькой, глупенькой невесты. Тогда её успех приписали исключительно умению режиссёра и помощи Меньшова. Позже выяснилось, что просто на фильме сошлись три таланта, и для Ларисы это было хорошим началом.

В это время по моему сценарию был запущен фильм «Юлька» об учащихся ФЗУ, и худсовет утвердил на роль Люськи – подруги героини, которую играла Ирина Варлей, Ларису Удовиченко. По сценарию это была девочка, верившая в приметы, во всём видевшая знаки провидения, рассказывающая о страшных случаях в селе, по ее мнению, с участием леших и домовых. В те годы такие «странности» очень не поощрялись, и редактор с режиссёром выбросили всё это ещё перед началом съёмок. Играть Ларисе стало практически нечего, но она всё равно запомнилась…

По окончании десятилетки Лариса, снабженная характеристикой с Одесской киностудии, отправилась покорять Москву и с первого захода поступила во Всесоюзный Государственный институт кинематографии в мастерскую народных артистов Советского Союза Тамары Макаровой и Сергея Герасимова.

Лариса поступила во ВГИК в 1972 году. Никаких знакомств и протекций, ничего, кроме двух сыгранных ролей на Одесской киностудии, у неё не было.

Сергей Апполинарьевич Герасимов совмещал преподавательскую работу со съёмками фильмов. Он всегда брал на роли своих учеников. В его картине «Красное и Чёрное» Лариса сыграла роль молоденькой хозяйки гостиницы Аманды Бине…

Ларисе не приходилось, что называется, ждать ролей. Её всегда приглашали в новые фильмы. За свою творческую жизнь она переиграла все возрасты героинь, от подростка Люськи до бабушки Лиды в новом многосерийном фильме «Под крышами большого города».

С особым восторгом вспоминает Лариса работу на съёмочной площадке вместе с Владимиром Высоцким в нашем знаменитом фильме режиссера Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», где она сыграла роль Маньки Облигации. Этого эпизода в сценарии не было, просто перед съёмкой молодая актриса очень волновалась и действительно забыла, как пишется слово «облигация».

- «А» или «о»? – спросила она.

Жеглов Высоцкого тут же подал свои реплики, режиссёр подхватил импровизацию, отсюда и выстроился эпизод.

Роль была сыграна столь органично, что некоторые неискушённые зрители отождествляли характер героини и самой актрисой, узнавали её на улице, запросто обращались, как к своей подружке, пока она не появилась в новых ролях.

За свою жизнь в кино Лариса Удовиченко сыграла столько ролей, что их хватило бы нескольким актёрам. Не забывала она и свою родную киностудию, снова снялась в фильме Александра Павловского («Ребёнок к ноябрю»), и у режиссёров В. Козачкова и В.Шиловского («Миллион в брачной корзине»).

Лариса Ивановна Удовиченко достигла больших высот. Правда, мне кажется, большинство режиссёров эксплуатируют её талант в одном амплуа и при её образном мышлении ей не хватает серьёзного сценарного материала…

Помню, на восемнадцатилетие Ларисы я написала ей поздравительные стихи, которые начинались такими словами:

Лариса – чайка,

Взлетай отчаянно,

Ведь ты молода!...

И она действительно взлетела высоко. Интересно, какой видится оттуда народной артистке Росси дальнейшая жизнь Одесской киностудии?..

Из книги редактора Одесской киностудии Евгении Рудых «Как делалось кино в Одессе».