МЕСТО

ВСТРЕЧИ

ОДЕССА

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (66) 835-97-17

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

UA

OD

ОБЪЕКТИВ - ВЕЩЬ ОБЪЕКТИВНАЯ

Киностудия и расположенный рядом институт глазных болезней дружили, что называется, домами. Больных кинематографистов из Одессы и других городов в институте принимали без очереди (а ожидание в очереди тянулось порой больше года). Работникам же института всегда предоставляли на киностудии проекцию – своей они не имели. Была и более тесная связь.

На Одесской киностудии, вернее тогда она называлась кинофабрика, снимали много фильмов на медицинские темы. Их них особо выделялись фильмы о работе Всесоюзного института глазных болезней… Конечно, в каждом фильме хотели запечатлеть для потомков работу и выступления академика Филатова. Владимир Петрович имел уже почетный возраст.

Бессменным консультантом фильмов о глазных болезнях был ближайший помощник Владимира Петровича – Владимир Евгеньевич Шевелев, мужчина молодой и жизнелюбивый, высоко эрудированный и хирург блестящий. Некоторые операции нашим сотрудникам он делал прямо в павильоне, например, зондирование слезного канала.

… Создавали фильм «Пересадка роговицы». Сняли академика Филатова во время операции. Он по наивности решил, что засняли весь процесс. На самом деле операцию нужно было снимать специальной оптикой, сложной аппаратурой в павильоне несколько часов. Естественно, не на живом человеке, а, пардон, на труппе.

Просить академика торчать в павильоне при таких обстоятельствах никто не посмел. Да и дублей приходилось снимать много. Решили, что операцию будет делать Шевелев – руки в перчатках: поди узнай, чьи они. А для общих и средних планов у нас уже снят Владимир Петрович. Остальное – дело монтажа. В павильоне при включенных дигах было жарко. Запашок стоял соответствующий. Чтобы Шевелев мог выдержать, съёмочная группа подпаивала его коньяком.

Фильм Филатову понравился. Всех приезжающих на практику врачей он приводил на киностудию и показывал, как надо пересаживать роговицу. В то время это было сенсацией.

И вдруг после этого академик Филатов перестал делать операции. Шевелев удивлялся:

- Конечно, возраст у него солидный, но старик никогда не проявлял слабости.

Однажды после очередного просмотра Владимир Петрович печально сказал своему помощнику:

- Оказывается, у меня уже дрожат руки, я и не знал.

- Но ведь этого никто не замечает! Почему вы решили?

- На экране увидел: объектив – вещь объективная.

Такого поворота никто не ожидал и выдержать не мог. Пришлось признаться в обмане и в том, почему слегка подрагивали пальцы Шевелева: сказалось принятие алкоголя. Все ждали гром и молнию на голову консультанта и режиссера. А получилось наоборот. Филатов признал, что был уверен, будто на пленке он сам во время операции, ведь до этого проводил ее только он! И ни малейшей ошибки, кроме легкого дрожания рук, не нашел. Он снова начал делать свои знаменитые операции.

После смерти Владимира Петровича церковь на бульваре закрыли, Шевелев уехал в Киев и стал главным офтальмологом Украины.

А клиника рядом с киностудией стала называться «Институт глазных болезней и тканевой терапии имени академика В.П.Филатова». Во дворе стоит его бюст…

Из книги редактора Одесской киностудии Е.М.Рудых «Как делалось кино в Одессе»