ЦЫГАН НЕ БРАТЬ!
Кинофильм, как и жизнь, складывается по-разному. Иногда все начинается хорошо, а результат нулевой. Иной раз начинаешь работать над картиной чуть не плача – нужно! Прикладываешь огромные усилия, бьёшь в одну точку, и глядишь – зритель принимает фильм с благодарностью.
Идея написания сценария фильма «Цыган» принадлежала дочери писателя Анатолия Калинина Наталии Калининой. Она познакомилась со сценаристом Радием Кушнеровичем, который вместе с Ниной Давыдовой уже делал для нас экранизацию повестей Аркадия Гайдара, и он предложил ей обратиться в отдел «Экран» Центрального телевидения. Поставить фильм захотел режиссёр Александр Бланк, он же вместе с Наталией Калининой и Радием Кушнеровичем написал сценарий.
В это время заместителем председателя ЦТ был Мамедов, а женой его известная актриса Клара Лучко. Ей роль Клавдии очень понравилась и режиссёру Александру Бланку поручили поставить фильм, но с непременным условием, что в главной роли будет сниматься только Клара Лучко.
Несколько киностудий от постановки фильма отказались. Мы же на Одесской киностудии о непременном условии не знали, а если бы и знали, то не считали известную актрису недостойной этой роли.
Съёмки проходили в 1978 году. Первые слова, с которыми режиссер обратился к работникам съёмочной группы, были такими:
- У нас будут работать все: украинцы, армяне, молдаване, осетины. Но цыган не приглашать!
Это прозвучало анекдотически - на фильм "Цыган" цыган не брать. И действительно, в группе было только двое цыган, одна из них многодетная мать.
Сложности начались, когда актёров стали подбирать, как говорится, под главную актрису. Если на роль Будулая приглашали молодого красивого актёра, он нежелательно контрастировал с возрастом актрисы. Если актёр был попроще, постарше - дуэт выглядел неинтересным.
Режиссёр приходил в отчаяние. Он буквально рвал на себе волосы. А так как у него была шапка курчавых очень густых волос, то все считали, что он носит парик. (Чтобы прекратить эти разговоры, Бланк, когда праздновали запуск фильма в производство, подвыпив, хватал себя за волосы, тянул во все стороны, приговаривая: "Вот вам парик! Вот вам парик!").
В это время кому-то из ассистентов довелось находиться в Молдавии в городе Бельцы. Делать вечером было нечего, и он отправился в молдавский драмтеатр, хотя и не знал языка. Там он и увидел актёра Волонтира, на котором держался весь спектакль. Приехав в Одессу, рассказал о нём режиссёру. Бланк отнесся к рассказу скептически, они по всем столичным театрам не нашли подходящего актёра, а тут какие-то Бельцы! Но поскольку это недалека от Одессы, дорога не будет дорого стоить, решили вызвать актёра на пробу.
Когда Михай Волонтир вошёл в помещение съёмочной группы "Цыган" и поздоровался, все поняли: "Будулай есть!".
Пробы были замечательными, только актёр так плохо говорил по-русски, что его едва можно было понять. И Волонтир стал брать уроки русского языка: он не хотел, чтобы его дублировали. Не хотел этого и режиссёр.
Как-то я шла по коридору киностудии и со спины увидела мужчину столь красивой осанки с гордой посадкой головы, что мне захотелось узнать, кто это? Сделав вид, что спешу, я пробежала вперед и оглянулась. Ба! Да это же наш Будулай!
Волонтир оказался дисциплинированным работником (никогда не заставлял себя ждать) и хорошо воспитанным человеком. Если видел, что кто-то из съёмочной группы тащит тяжелые вещи, а в основном ассистентами были женщины, он тут же бросался на помощь. Выезжая на автобусе на съёмку, всегда уступал место, хотя режиссёр требовал, что актёры должны сидеть, чтобы не уставать. Ненормированная работа действительно утомляла людей, утром каждый старался подольше поспать и самый дешевый продукт питания - молоко купить не успевали: его привозили рано утром. Поняв это, Михай вставал в шесть утра и брал двадцать пакетов молока на всю съёмочную группу.
Несмотря на заглавную роль, у Волонтира была мизерная ставка. Если героиня получала сорок рублей за съёмочный день, то Волонтир пять-семь. В таких случаях, когда актёр не тарифицирован в кино, директор съёмочной группы и режиссёр направляли в украинский главк письмо с просьбой в порядке исключения только на период съёмки утвердить исполднителю главной роли более высокую ставку, тем более, что деньги в смету заложены. Надеялись, что им пойдут на встречу. И напрасно - получили отказ. Михай Волонтир был так оскорблен, что вообще отказался от оплаты.
- Подачка мне не нужна. Роль мне очень нравится, и я снимусь у вас бесплатно.
Так он и отснялся в четырёх сериях, не получив ни копейки.
Когда фильм хорошо приняли на Центральном телевидении, и зрители, руководство Гостелерадио обратилось с просьбой в Главк кинематографии Украины и только после этого Волонтир получил аккордно свои деньги за киносъёмки.
Редактор фильма Елена Марцинюк рассказывала, что в городе Усть-Донецке нужно было снять свадьбу цыганочки и русского шофера. Уж тут без цыган было не обойтись. Второй режиссер Лариса Полынникова поехала на базар, где было много обитателей табора, отобрала наиболее колоритных человек, договорилась, чтобы завтра к определенному часу они прибыли на съёмку. На следующий день приехало сто человек. С женами, детьми, семьями. Режиссёр схватился за голову и опять дергал себя за волосы.
Цыганам объявили, что ждали только отобранных и только им заказали номера в гостинице.
- Ничего, - утешали приехавшие, - мы все поместимся.
И разместились. Спали на полу, растаскав одну постель на несколько человек – кому одеяло, кому подушку. Выпивали, пытались поить работников съёмочной группы. И режиссёр кричал:
- Я же говорил – цыган не брать!
Но работать своим соплеменникам цыгане не мешали, радовались, что их близкие снимаются в кино, что их увидят на экране. После съёмок закатили в ресторане богатейший банкет, пригласили не только всю съёмочную группу, но и городское руководство.
А утром, когда уехали, выяснилось, что они увезли из номеров гостиницы всё, что смогли: стаканы, простыни, полотенца. Теперь уже директор фильма Людмила Позднякова хваталась за голову, получив от администрации гостиницы солидный счет:
- Ведь говорил режиссёр – цыган не приглашать!
Начиная съёмки фильма, режиссёр предупреждал, что он возьмёт такого композитора, который сможет написать музыку в духе Поля Мориа. И вот музредактору Галине Буременко сообщили, что композитор приехал. Полная нетерпения, она побежала в зал, где стоял рояль. Вернулась в сценарную коллегию растерянной:
- Идите, посмотрите сами. Проходимец какой-то.
Мы поспешили в зал. У рояля сидел небритый мужчина в помятом костюме и выбивал из клавиш какую-то непонятную мелодию. Он был явно навеселе. Мы сдержанно поздоровались и ушли.
Тогда он сам с пирожными заявился к нам:
- Давайте пить чай и знакомится. Меня зовут Валера Зубков.
Чаем мы его, естественно, напоили. Он все время поглядывал на музыкального редактора, которая сидела в стороне, плотно сжав губы, и вдруг заявил:
- Через месяц я на ней женюсь, вот увидите.
Все рассмеялись. Галя фыркнула.
На следующий день, когда Зубков отоспался, побрился, причесался, перед нами предстал добрый симпатичный парень. Он сыграл нам заготовки к фильму. Действительно, это было в духе Поля Мориа. Особенно нам понравилась мелодия, ставшая заставкой к фильму.
Прошел, правда, не один месяц, а где-то четыре. Галина и Валерий стали мужем и женой, вместе уехали в Москву.
Часто после того, как пройдёт понравившийся зрителям фильм, студия получает массу писем – в основном от пенсионеров, или от подростков, просящих адреса любимых актеров. . В данном случае студия была завалена письмами ещё и от цыган всех возрастов, в каждом из которых была фраза: «Спасибо, что вы показали, что цыган тоже человек». И все просили снять продолжение. Его снял Александр Бланк на другой студии. Насколько я знаю, такого успеха он уже не имел.
Позже цыганский барон вышел на одного из наших директоров картины Бориса Больчинуса, предлагая оплатить еще несколько серий. Но Одесская киностудия отказалась. Это было начало девяностых годов.
Глава из книги редактора Одесской киностудии Е.М.Рудых "Как делалось кино в Одессе".
+380 (63) 171-18-44
Viber, WhatsApp, Telegram
Главная
Каталог
Расписание
Статьи
Фото
Отзывы
О проекте
Интерактивный Музей В.С.Высоцкого