МАРЛЕН ХУЦИЕВ. КАК ЭТО СДЕЛАЛОСЬ В ОДЕССЕ
Я люблю Одессу, этот легкий, веселый город. Я здесь начинал, снял первые две картины. Но города как-то не разглядел: постоянные дела, съемки. Ну, не то что не разглядел — как-то не почувствовал. И вот я лечу в Одессу как артист. Дело в том, что режиссер Михаил Швейцер снимает в Одессе «Золотого теленка». А я играю князя Гигиенишвили, и теперь нужно доснять один кадр. К слову, вся Воронья Слободка вместе с моим князем вылетела из картины в окончательном монтаже, чему я был искренне рад.
В аэропорту, как у Высоцкого в его песне «Москва—Одесса», — вылет задерживается. Но я не волнуюсь, я никуда не спешу. Аэропорт, если не спешить, — не такое уж плохое место. Глазеешь по сторонам, много интересного…
Наконец Одесса.
Не заезжая в гостиницу, сразу на съемочную площадку.
Парк Шевченко. Южный вечер. Съемки еще не начались — ждут режима.
— Что такое кино? Простыня на стене! — гремит Швейцер. — Широкий экран — не широкий экран, стерео — не стерео — это все чушь! Если кино — кино, больше ничего не нужно! Чаплину нужна только простыня!
— Мм… Ну да… Чаплин… — Артист Евстигнеев задумчиво курит.
— И театр тоже! Коврик на земле, и играй! Если люди смотрят — значит, театр, — и никаких сверчков за сценой! Поиски зерна тоже отменяются!.. А колоски пусть собирают пионеры!
— Ну… если в общих чертах… в общем, да, — бормочет Евстигнеев.
— А где все? Будет сегодня съемка?
И Швейцер удаляется по аллее туда, где светятся три буквы «ТИР» и слышатся выстрелы, хотя съемка еще не началась, пока что стреляет съемочная группа.
Группа стреляет самозабвенно. Вокруг толпа зрителей. Зрителям тоже дают пострелять. Чуть в стороне — стрелок, специально приглашенный мастер спорта. Он снисходительно улыбается.
Приятно быть на съемке и ни за что не отвечать. Приятно и поучительно. Вечер чудесный, бархатный. Пахнет морем и цветами, названия которых я не знаю. Вон они — белеют на клумбе.
Появляется Соня с духовым ружьем в руках:
— Не настрелялись еще, ну как дети! Нет, мы сегодня ничего не снимем… Ой, мы еще не виделись! — Это уже ко мне. — Хочешь пострелять?
— А где вы все, где Сергей? — кричит Швейцер.
— У артиста Юрского урок танцев, — значительно говорит Соня. Она взмахивает ружьем и кричит: — Репетиция!
Миша и Соня — Михаил Абрамович и Софья Абрамовна Милькина, его жена, бессменный второй режиссер, его тыл, его нерушимая стена, — это одна из самых нежных и трогательных пар в нашем кино — люди страстные, бойцы, кроме кино другой жизни у них нет. Я их очень люблю.
Сегодня дело не задалось.
От волнения стрелок, приглашенный мастер спорта, мажет, злится и снова мажет. Зрители смеются.
— Нет, это не «великолепная семерка»!
Подпольный миллионер, артист Евстигнеев, пробует сам, но тоже промахивается.
— Нет, сегодня мы ничего не снимем!
— А если монтажно? У меня свет на пределе!
— Я не охотник, я рыбак! — заявляет Евстигнеев.
— Монтажно? Давай монтажно!!!
КПД режиссера — как у паровоза — 3%.
В это лето в Одессе царит атмосфера нежности и обожания. Впечатление такое, что происходит кинофестиваль. По улицам ходят артисты. За артистами — одесситы.
— Видел вчера Высоцкого, улицу переходил.
— А я Юрского, Золотухина и этого… не помню фамилию…
— А мы с Куравлевым арбуз выбирали!
Снимаются сразу две картины — «Золотой теленок» и «Интервенция». Авторы — одесситы (Ильф и Петров, Славин). По улицам вот так запросто разъезжает «Антилопа-Гну»!
Налетчики, интервенты, какие-то баскетболистки двухметровые, в белом трико и золотых киверах! Вот это жизнь! Не жизнь, а выигрышный билет!
В коридоре гостиницы:
— Нелличка Яковлевна, Нелличка Яковлевна! А Куравлев-то лысый!
— Она нам открыла Америку!
Юрский ходит в хорошо сшитых белых игровых штанах, под мышкой пачка «Юманите». Он учит французский на ходу. Красив, собран, стремителен. Читает стихи, собирается ставить «Фиесту» Хемингуэя. Погружен в творчество. На него оглядываются.
— Здравствуйте, Остап Ибрагимович!
— Здравствуйте, здравствуйте…
Съемка на пляже. Осветители в ярких иностранных плавках с маленькими карманчиками на молнии. Откуда? С толкучки. Осветители самый умелый и пронырливый народ. Один даже купил выкидной нож, хочет подарить его Высоцкому. Тот, по слухам, собирает ножи… Перерыв. В огромном котле варят уху. Едят уху все: и группа, и массовка, и просто зрители.
Невероятно фотогеничная одесситка в игровом купальнике и белой шляпе разливает уху по алюминиевым мискам.
— На минуточку мы живем в коммунизме! — повторяла восторженно. Из котла на нее смотрит камбала. Глаз камбалы печален. Это не ее праздник.
Все любят друг друга, натирают огурцами и кефиром — многие сильно обгорели.
В тени, за будкой спасателей, Соня проводит совещание.
— Лузановка (пляж) еще два дня! Уложиться, подтянуться, моря больше не будет.
— Когда надо, у этой женщины командирский голос и беспощадный взгляд…
— А море смеялось! — нескромно говорит Швейцер.
На площадку пришел необыкновенный мальчик с мамой. Этот мальчик знает всего «Золотого теленка» наизусть. Обыкновенный маленький одессит в очках шпарит не останавливаясь, и ни одной ошибки! (Проверяют по книге.)
— Зачем ему это?
— Он будет нашим консультантом! — объявляет Соня.
Соня — человек восторженный.
Мальчик принимает это как должное. Ему дают сценарий и большой кусок арбуза. Он садится на операторский ящик и тут же начинает читать. Достает карандаш, делает какие-то пометки. Мама сидит рядом и ест арбуз.
— Швейцер — это ж мудрец! Непостижимый человек, гигант, — говорит Куравлев. — Я у них в третьей картине снимаюсь, а вот, не поверишь, Марлен, робею! Вот ты сам хороший режиссер, но ты не энциклопедист, ты не обижайся…
Ленька — замечательный парень.
— А вот представьте себе, — говорит Соня. — Бендер идет по улице — и вдруг скрипка! Он останавливается, поднимает голову — в окне мальчик, мальчик играет на скрипке… Бендер стоит и слушает… Он задумчив… Может быть, в детстве он сам играл на скрипке… Его учили… В Юрьеве-Польском у нас был оркестр пожарных, а в Черноморское…
— Хорошо! — говорит Швейцер. — Хорошо! В Черноморске скрипки — это хорошо.
— И Балаганов остановился, слушает…
— Он же из беспризорников, а тут девочка с белым бантом, играет на скрипке — хорошо!
— И Паниковский…
— Хорошо!
— А можно — панорама по окнам — музыкальная школа… и такой типичный учитель музыки…
— Здорово! — говорит Швейцер. — Сонька, вот дает, а! Сила!.. Скрипка и немножко нервно…
— Миша, — говорю я, — не надо учителя… Знаешь, не надо… Пусть Соня… ну, руководит… И на панораме — выезжаешь на нее со скрипкой…
— Молодец! — Швейцер сильно хлопает меня по плечу. — Молодец, не зря приехал! Конечно, Соня, ей приятно будет!
Первый раз я увидел Соню, когда она поступала во ВГИК. Она пришла на экзамен со скрипкой.
Наконец появился Гердт. И тут же хочет ехать на Привоз.
— Вы говорите, нет малосольной скумбрии? Конечно, нет, но она будет. Она будет, если вы пойдете туда, куда я вас поведу!
Гердт на Привозе — это феерия! Как он ходит прихрамывая, приглядывается, принюхивается, что-то бабелевское появляется в нем… Он обходит рыбный павильон, находит совершенно незаметную дверь в стене и исчезает. Ненадолго. Выходит, сдержанно улыбаясь, а за ним два здоровенных парня, в руках у них два плоских ящичка и огромная вяленая рыба.
— Вот как это делается у нас в Одессе!
Вечером в номере Швейцеров накрыт стол. Народу много. Пришел Высоцкий. Конечно, его просят спеть. И он не отказывается. Гитара находится мгновенно. Но не все так просто… Стремительно распахивается дверь, на пороге женщина, грозная, гневная.
— Это что?! — Она чуть задыхается, она негодует. — Это что?! Месяц тут жил — орал, съехал, мы только вздохнуть успели — и что опять начинается! Которые не проживают — покиньте номер!
— Нелличка Яковлевна! — проникновенно говорит Соня. — Это же наши гости, мы давно не виделись…
— А мне…
— Такая милая, интеллигентная… Нелличка Яковлевна… Вот мы собрались… и вы с нами посидите… Вы же наша хозяйка…
— Я на работе! — Но милой и интеллигентной женщиной быть приятно, и коридорная смягчается.
— Только для вас, Софья Абрамовна… И возьмите тоном тише… Дайте Одессе спать!
— Не та Одесса, не та… — говорит Гердт. — Когда я приезжаю в Одессу, я всегда останавливаюсь в «Красной». Это уже традиция. А когда я вхожу в ресторан «Красной», оркестр играет «Семь-сорок». Это тоже традиция. И вот — приехал, спускаюсь в ресторан — и ничего. Как будто меня нет! Иду, выясняю, в чем дело. Горком запретил. Горком борется с одесситами! Нужны ж тут слова?
Вечер испорчен. Народ расходится.
Но как-то обидно, да и рано еще.
Решили спуститься в ресторан.
Ресторан полон. Но столик находится. Одесситы, молодые ребята, все в белых нейлоновых рубашках и модных тогда широких и очень коротких галстуках, смотрят на нас с любопытством. Играет оркестр.
— Нет, не та Одесса. — Гердт оглядывает зал. — Гибель культуры!
— Хочу станцевать мужской ковбойский танец! — заявляет вдруг Юрский, и в глазах его появляется веселое хулиганство. Мужской ковбойский танец! Он встает, наливает полстакана, выпивает картинно медленно и решительно идет к оркестру. О чем-то с ним говорит, что-то объясняет — и вступает аргентинское танго…
Сначала он стоит неподвижно. Заложив руки за спину, опустив голову. Потом медленно начинает. Это танец пантеры, сначала медленный, ленивый, с неожиданными остановками… В латиноамериканский мотив мягко вплетается «Яблочко».
— Ну, Командор! — восхищенно шепчет Куравлев. — Ну-у…
А Юрский уже рванул чечетку, рванул щедро, от души. Так пляшут от большого горя или от большой радости. Середины тут нет.
Зал встал.
— Силен! — Швейцер смотрит открыв рот, теребит седой ус.
Артист взмахнул руками, упал на колени, замер.
Тишина. А потом гром, обвал аплодисментов.
Артист встает и скромно раскланивается.
— Не надо оваций.
Замечательный был вечер. Редкий.
Мы идем по бульвару. Только что на студии Швейцер показывал мне материал. Материал хороший.
— А Сергей временами похож на Басова — интонациями, жестами. А чего ты Володю не взял? — спрашиваю.
— Чего не взял? Это же Басов, ему бы очень быстро надоело просто сниматься, и он сам бы стал. А мне что делать… Нет, так не пойдет…
Платаны стоят по обеим сторонам, мы проходим бульвар, как колоннаду.
Миша останавливается:
— Платаны… Красивые деревья… А знаешь, когда я жил на Тишинке… Ну, давно… Там был тополь, огромный тополь… Я, когда бываю в тех местах, обязательно подхожу к нему, глажу корявый ствол: ничего, ничего, старик… мы живем…
Швейцер печален, он смотрит на порт, протягивает руку, захватывает горсть черноморской синевы.
— Значит, ничего?
— Не ничего — хорошо.
— Неохота снимать… Кризис жанра… Кризис жанра…. У тебя бывает так?
— Бывает. Конечно.
— Зачем это все? Синее море, белый пароход? Народ читает «Теленка» наизусть. Мне вон этот пацан целую тетрадку замечаний написал, целую двухкопеечную тетрадку… И в конце — знаешь что? Что вы хотите сказать вашим фильмом нашим зрителям!? Силен, да?
На повороте навстречу нам выезжает «Антилопа-Гну». На заднем сиденье сидит удивительный мальчик, мама сидит рядом. Мальчик кивает нам. Сдержанно.
— Вот счастливый человек, — говорит Швейцер. — Вот, оказывается, что нужно для счастья — проехаться в этой развалюхе, и так, чтобы вся Одесса видела!
— Значит, говоришь, ничего?
— Не ничего — хорошо!
Я наблюдаю превращение Швейцера. Только что он был печален, неуверен, но вдруг как-то распрямился, расправил усы — так едет полководец к ждущим его войскам… Сейчас приедем, и он, крупный, уверенный в себе, выйдет на площадку.
— Он долину озирает командирским взглядом! — как всегда, скажет Соня из Багрицкого.
— Ну-ка, выдай перед боем пожирнее пищу! — ответит ей Миша.
И все завертится. Завертится, как надо.
Журнал "Русский пионер" №5 (65), июнь-август 2016г
+380 (63) 171-18-44
Viber, WhatsApp, Telegram
Главная
Каталог
Расписание
Статьи
Фото
Отзывы
О проекте
Интерактивный Музей В.С.Высоцкого