"МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ". ФРАГМЕНТЫ КИНОБИОГРАФИИ
За 45 лет с момента выхода на экраны у популярного кино получается целая историография: и прямые цитаты из фильма, разошедшиеся как в бумажном, так и цифровом варианте; и работы исследователей; и сегодняшние подражатели – прямые и косвенные – в мире киноиндустрии. А кто-то уже и подзабыл популярный анекдот, когда окружили Кремль, и кричат: «А теперь Горбатый! Я сказал Горбатый!» Да и песня 1990-х «Глеб Жеглов и Володя Шарапов за столом засиделись не зря…», которая со временем приелась. Всё это говорит о качественном кино, которое смотрится с интересом не одним поколением кинозрителей. А небольшая продолжительность – всего-то пять серий – даёт возможность просмотреть фильм за один вечер. Но если вдруг вам захочется узнать об истории создания этого киношедевра, то времени потребуется больше. Поэтому будем говорить фрагментами.
Роман братьев Аркадия и Георгия Вайнеров был впервые опубликован в Ленинградском (ныне г.Санкт-Петербург) журнале «Смена» за 1975 год. Правда, оригинальное название авторов «Эра милосердия» по совету главреда было изменено на «Место встречи изменить нельзя». Мол, «поповское слово» в стране, где почти «полный атеизм», не подходит. Да и когда режиссёр Говорухин закончит производство картины, то название будет «не Вайнеровское», так как экранизация будет не соответствовать замыслу писателей-сценаристов. Примеров не соответствия сценарного замысла и режиссерского воплощения хватает. Но в данной истории дело дошло до того, что Вайнеры убрали свои фамилии из титров. И уже потом, после того, как фильм имел громадный зрительский успех, вернули. Правда, пришлось делать это за свои кровные деньги, а не за госсчёт. Что в СССР было нонсенсом!
При плановом производстве любая задумка творческих людей могла растянуться на годы. В данном случае всё было быстрее. Сразу же после публикации романа в журнале – идея его экранизировать родилась у Алексея Баталова на киностудии «Ленфильм». Но к этому времени Вайнеры уже начали сотрудничать с Одесской киностудией – наверно, ездить приятнее на юг, а не на север. Вот и предложили братья, чтобы Одесса перекупила этот сценарий у «Ленфильма». К тому же у Баталова в 1976 году в личной биографии произошли изменения – он стал преподавать в Москве во ВГИКе, и времени на кино уже не хватало. А тем более, по свидетельству братьев, Алексею Владимировичу хотелось быть не только режиссёром, но и играть главную роль. Вайнеры посчитали, что он с такой нагрузкой не справится. Короче, сценарий попадает в Одессу, и после кандидатуры Баталова режиссёром планируется Вилен Новак.
Проходит время, и в Москве происходит «историческая» встреча: братья Вайнеры дарят вышедший летом 1976 года отдельной книгой роман «Эра милосердия» зашедшему в гости Владимиру Высоцкому! Эта книга сохранилась, и на ней есть дата памятной встречи – 31 января 1977года. Буквально через несколько дней Высоцкий там же в Москве встречает Говорухина, который с упоением рассказывает о прочитанном им романе «Эра милосердия». «Это уже литература! И роль Жеглова, если заняться экранизацией, как раз для тебя, Володя!»
Так потом вспоминал Станислав Сергеевич Говорухин. Высоцкий, который ещё не успел прочитать подаренную книгу, просит ознакомить его с сюжетом. Что Говорухин и сделал. И Высоцкий тут же помчался к Вайнерам «застолбить Жеглова. Мол, это многосерийный фильм, и лучше меня никто не сыграет». История с прочтением книги напомнила ситуацию из студенческой жизни Владимира Семёновича. Когда в момент сдачи зачёта по литературе ему от однокурсника пришла записка с просьбой рассказать краткое содержание «Дон Кихота» Сервантеса.
Братья Вайнеры так и не поняли, что Высоцкий загорелся сняться в роли Жеглова не потому, что «всю ночь читал их роман», а потому, что мастерски и художественно его пересказал Говорухин. А о том, что Говорухин великолепный рассказчик и видел литературу «киновзглядом», вспоминал Владимир Мальцев, работавший на многих картинах режиссера. Приехав в Одессу, Говорухин рассказал Мальцеву, как бы он снял фильм. Это было настолько образно, что когда через год-полтора приступили к съёмкам, Мальцев мучился вопросом – где он это уже видел? Он видел подобное в рассказе Говорухина!
Итак, Владимир Высоцкий загорелся идеей сыграть Жеглова, слушая роман в пересказе Говорухина! А тем более поработать с друзьями, и в любимой Одессе! Осталось убедить братьев. И когда при встрече братья стали ехидничать, что Любшин, да и Губенко не хуже тебя сыграю, Высоцкий сразил их фразой: «Вам надо как я его, Жеглова, сыграю!»
Следующим этапом для Высоцкого было убедить Вайнеров, что снять такое кино может лишь Говорухин. После совместной встречи и продолжительного чаепития, «союз четырёх» состоялся. Всё настолько быстро завертелось, что уже в феврале 1977 года главный редактор Одесской киностудии Галина Яковлевна Лазарева зафиксирует в своём рабочем дневнике, что «С.Говорухин планируется с запуском 5-серийного телефильма «Во имя долга» – это был промежуточный вариант с названием будущей картины. А с братьями Вайнерами заключается договор на написание литературного сценария. Обсуждался он и корректировался на киностудии дважды: в апреле и июне. Далее сценарий утверждался у заказчика 14 июля.
Интересно из опубликованных документов, что в приказе по Одесской киностудии от 22 июля фамилии режиссёра по данному сценарию Вайнеров нет! Оставим в стороне студийные склоки по этому поводу.
С середины осени Вайнеры совместно с Говорухиным уже работают над режиссёрским сценарием. Времени настолько не хватает, что братья не приезжают в октябре на Одесскую киностудию, когда их вызывают для доработки картины «Свидетельство о бедности» – тоже их, Вайнеров, сценарий. Были нужны срочные правки, вот и вызывали их телеграммой.
В феврале 1978 года все вопросы, связанные со сценарием будущей картины, были согласованы. И как это делается в кинопроизводстве, режиссёрский сценарий в количестве 150 экземпляров печатается в типографии двумя книжечками.
О чём на этом этапе хочется вспомнить. В режиссёрском сценарии уже нет гибели Вари Синичкиной. Конец фильма не должен выглядеть трагичным. Как сказал главный заказчик: «Людям утром на работу, а у вас в сценарии подряд две смерти. Какая будет после этого производительность труда?» Сценаристы согласились и оставили Варю в живых.
И ещё: фильм должен был начинаться с интервью министра МВД Щёлокова, где он бы рассказывал о трудностях в работе милиции в 1945 году. Но решили, возможно, по таким пустякам не беспокоить руководство.
Следующий этап перед запуском съёмок: подбор натурной площадки и выбор актёров. Действие ведь происходит в Москве – и она на экране должна занимать немало места. А вот все павильоны выстраивали на Одесской киностудии: и «хата», где бандитская малина, и УГРо, и квартира Шарапова... Работы декоратором хватило. И справились они отлично.
Когда сегодня спешат рассказать о киноляпах, то обычно вспоминают натурные эпизоды. Конечно, один киноляп, когда Шарапов выходит из современной электрички, в монтаже могли бы и убрать. Походу в редакцию радио Шарапову это бы не помешало. Но разве кино или книга могут быть без ошибок? Особенно, когда переносишь действие лет на сорок назад. Владимир Мальцев рассказывал, как пришлось громадным плакатом закрыть в дневное время чуть ли не две трети административного здания. Пошли звонки с жалобой на киношников. Директор фильма Джамиля Панибрат хваталась за сердце, а привыкший разруливать конфликты Мальцев говорил: «Мадам, дуйте в Домжур (дом журналистов). Разберусь сам»
Немало споров возникает о том, удачно или нет, Станислав Говорухин подобрал актёров – особенно на главные роли. Конечно, утвердить на роль Жеглова Высоцкого было непросто. Не любил главный ТВ начальник данного актёра. Но ведь в книге и по сценарию главный герой – это Шарапов! А актёр Владимир Конкин только что удачно отыграл Павку Корчагина в фильме «Как закалялась сталь». Лауреат Ленинской премии комсомола! Он герой. В романе от его лица ведётся всё повествование, поэтому первоначально планировалось использовать закадровый голос – Шарапов как бы ведёт повествование. Однако после окончания практически всех съёмок, когда стало ясно, что Владимир Высоцкий переиграл по темпераменту Владимира Конкина и сместились первоначальные акценты, от идеи закадрового голоса отказались.
В начале съёмок фильма дирекции пришлось решить и непростой финансовый вопрос. Оба героя главных почти всегда на экране. Но ставка Конкина намного выше, чем у Высоцкого. Он лауреат, а снявшийся намного больше Высоцкий званий не имел. Высоцкий даже отказывался вначале подписывать договор, пока дирекция не нашла возможность оплачивать больше. Хотя и ниже чем ставка у Конкина.
Что же касается творческого спора между главными героями, то если судить по тем интервью, которые даёт актёр Конкин, обида его гложет до сих пор. На съёмочной площадке, особенно в начале картины, находить общий язык с актёрами, и особенно с Жегловым-Высоцким, малоопытному актёру Конкину было сложно. И даже возникло поначалу желание собрать чемодан и уехать. Но тут выручил актёр Виктор Павлов – как и по фильму, когда не разоблачил в бандитской малине «потому что воевать вместе приходилось»… Успокоил и помог «войти в роль».
Проводя параллель, можно вспомнить и историю с попыткой отказа от роли Владимира Высоцкого. 10мая 1978 года – в воспоминаниях Говорухина это первый съёмочный день. Правда, если судить по дневникам Конкина, то что-то уже снимали. На киностудии вывешивают поздравительную стенгазету, чтобы все проходившие отметили – Марине Влади 40 лет! Она вместе с Высоцким в Одессе. «Звёздную пару» поселили на Каманина на даче киноработника Бориса Колтунова – ведь в гостинице от поклонников прохода нет. Вечером праздничный ужин, но настроение у Высоцкого и Влади не очень: предстоит неприятный разговор с Говорухиным. Отведя друга в сторону от компании, они просят в один голос найти на роль Жеглова замену. Здоровье Высоцкого не очень, и ему не просто совмещать и кино, и театр. Плюс летом в планах путешествие. Говорухин в шоке от просьбы. Сколько уже затрачено сил. И роль ведь отличная! В конечном итоге режиссёр обещает выстраивать кинопроцесс так, чтобы Высоцкий своих планов не менял и спокойно в самый разгар съёмок ехал по своим делам. Киногруппа справится без него. А в освободившееся время Высоцкий постарается всё наверстать.
Компромисс был найден. Роль Жеглова Высоцкий довёл до конца. Страдал, конечно, производственный процесс, но терпели. Иногда за отсутствием Высоцкого в кадре мы видим дублёра. Съёмка в Москве в сцене с подкидышем: когда показывают двор, то в кадре со спины вместо Высоцкого работает дублёр. А проход по лестнице в квартиру и кадры с Синичкиной снимались уже в другой день. Иногда в общих сценах, когда опергруппа едет на вызов, то голос Высоцкого звучит, а самого его в кадре не показывают, так как снимали без него.
Приходилось и всю продуманную сцену менять. Например, в сценарии есть эпизод, когда сотрудники МУРа едут на сельхозработы – помните песню Высоцкого «Товарищи учёные…», где все картошку уважают. Высоцкий в это время путешествует. И сцена меняется. В фильме мы видим идущих в сапогах героев – и потом все с песнями едут обратно. По сценарию Жеглов начинает приставать к Синичкиной. А тут пришлось взять на себя это Тараскину…
Справедливости ради надо сказать, что один раз киногруппа с выстроенной для съёмок декорацией осталась на несколько дней без режиссёра. Говорухин уехал на фестиваль в ГДР. «Командовать парадом» поручил Высоцкому. Владимир Мальцев вспоминал, что Высоцкий настолько быстро и чётко всем управлял, что даже медлительные обычно рабочие включались в его темп. А приехавший с фестиваля Говорухин удивился, что если бы не необходимость менять декорацию, Высоцкий полкартины бы успел снять, задержись он подольше. То, что было снято под руководством Высоцкого в качестве режиссёра – всё вошло в картину. Переснимать ни желания, ни время не было. Хотя Говорухин вспоминал, что сцены чуть театральные. Всё снятое с Желтовской (актриса Юнона Карева) и допрос героя Сергея Юрского мы видим на экране.
Но мы уже целиком погрузились в рассказе в съёмочный процесс, поэтому оставим это для другой главы в кинобиографии фильма…
Александр Линкевич
+380 (63) 171-18-44
Viber, WhatsApp, Telegram
Главная
Каталог
Расписание
Статьи
Фото
Отзывы
О проекте
Интерактивный Музей В.С.Высоцкого