Интерактивный

Музей

В.С.Высоцкого

+380 (63) 625-21-98

+380 (66) 835-97-17

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

Одесский репертуар Владимира Высоцкого

Одесские песни Владимир Высоцкий услышал ещё мальчишкой в московских дворах. И одна из таких песен из разнообразного творческого наследия Леонида Утёсова войдёт и в его ранний репертуар. В домашних компаниях Высоцкий с удовольствием будет исполнять: «С Одесского кичмана Тургенева романа я вычитал хорошенький стишок. Как хороши стервозы, как нежны были розы, потом они истёрлись в порошок...». Причём исполняя эту песню, Высоцкий подражал голосовой манере незабвенного Леонида Осиповича Утёсова. Кстати, позже два песенных гения познакомятся, и даже какое-то время будут соседями. А вот где, и каким образом, впервые мог услышать Высоцкий редкую песню Утёсова? Уверен, что в 50-е годы прошлого столетия, в домашних компаниях, слушали так называемые пластинки «на рёбрах», в том числе песню Утёсова «С Одесского кичмана бежали два уркана…». Почему на ребрах спросите Вы? Да потому, что записать в 1930 году эту песню Утёсову разрешили, а вот исполнять на концертах запретили. И можно было её услышать только на правительственных концертах по просьбе самого товарища Сталина, который заказывал эту песню, видимо, вспоминая при этом свою лихую молодость. Рукописи, как и песни, не горят. Магнитофоны в советских семьях в 50-е годы только-только появлялись. И предприимчивые молодые люди брали использованные медициной целлулоидные пленки, и поверх их записывали то, что официальные власти не приветствовали. Вот так появлялись пластинки на ребрах или на костях. Потому что, купив такой товар, на свет можно было увидеть чью-нибудь берцовую кость. Но это пока 50-е годы. Нельзя пройти мимо и не сказать о песне «На Перовском на базаре шум и тарарам, продается всё что надо: барахло и хлам…» на стихи одессита Зингерталя Льва Марковича. По предложению Высоцкого эту песню включили в спектакль Театра на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». Можно найти в раннем репертуаре Высоцкого и другие следы одесских песен, но лучше перейти к его собственным песням.

Первый одесский фильм, в котором снялся Высоцкий «Вертикаль». Но, как говаривал режиссёр Говорухин, Высоцкого можно было и не снимать, главное, что нужен он был в картине, чтобы написать песни! И в фильме прозвучит целых пять. Почти все они будут написаны в горах на съёмках. Строчки некоторых из них разойдутся на цитаты. Причем их до сих пор используют журналисты, особенно в заголовках статей. Например, «Если друг оказался вдруг», «Здесь вам не равнина» – при этом содержание публикаций может носить совершенно не «горный характер», но лучше и сильнее цитаты, чем написал Высоцкий, не придумалось. Параллельно с фильмом «Вертикаль», актёр Высоцкий снимается впервые в главной роли в фильме Киры Муратовой «Короткие встречи». Там же прозвучит и несколько песен. Причем опять редактура решит, что песен достаточно, что-то можно убрать, например, песню «Гололёд». Если посчитать, сколько Высоцкий напишет для Одесской киностудии, а сколько захотят использовать, то написанное намного перевесит.

Просто перечислять все песни занятие скучное, поэтому обратимся к истории создания одной из самых одесских песен «В который раз лечу Москва-Одесса». Середина августа 1967-го года. Высоцкий летит из Одессы в Минск, чтобы сняться в картине Турова «Война под крышами» и записать несколько песен. А в Одессу приезжает Людмила Абрамова, чтобы отметить с мужем 16 августа день своего рождения. Но так ли просто в разгар турсезона улететь на юг! На помощь Высоцкому в Минском аэропорту приходит стюардесса. И вот в полёте на вырванный из чьей-то тетради листок, у поэта рождаются строки:

                                    И вниз из поднебесья мне глядеть без интереса

                                    А прямо и вперед пускай глядит пилот

                                    Лечу я Минск-Одесса – пособила стюардесса

                                    Изящная, как весь гражданский флот.

 На дворе первая декада января 1968-го. Москва. Опять надо срочно в Одессу. Но все попытки улететь заканчиваются неудачей. «Метеоусловия не те», впрочем, эти строки из другой песни, и напишутся позднее. А сейчас Высоцкий пишет: «В который раз лечу Москва – Одесса, опять не выпускают самолёт…», и уже в январе на одном из концертов эта песня и прозвучит. Причем станет почти программной в концертном репертуаре поэта. До нас дойдет свыше 60 фонограмм с исполнением этой песни. Запишет Высоцкий эту песню и на пластинку вместе с ансамблем «Мелодия» под управлением Гараняна.

В 1968-м в творческом багаже Высоцкого появится «Песенка о старой Одессе». Причём родиться этот шедевр, когда артист будет сниматься в Сибири в фильме «Хозяин тайги». Из биографии Высоцкого больше известно, что тогда в Сибири он напишет «Охоту на волков» и «Банька по белому». Съёмки картины «Опасные гастроли» планировались на 1969-й год. А вот о написании песен разговор с поэтом шел уже весной 68-го. Утверждение на роль Бенгальского актера Высоцкого шла очень тяжело. Режиссёру Хилькевичу приходилось упрашивать актеров, которые проходили кинопробы, чтобы они нарочно «запарывали» роль, т. к. в образе Бенгальского режиссер хотел видеть только Высоцкого. И пока Хилькевич «воевал с одесской кино редактурой» за участие артиста Высоцкого поэт пишет: «Дамы, господа – других не вижу здесь…». Еще одна песня из этой картины – романс «Было так я любил и страдал…» тоже родиться здесь в Одессе. По воспоминаниям Игоря Бору Высоцкий при записи этой песни пел её с листа.

Немного о морском цикле. Самое удивительное, но самая первая песня Высоцкого «Суров же ты климат Охотский…», которая дошла до нас, носила морской сюжет. Тема песни не замысловатая, и посвящена случаю, когда четверо моряков попали в открытое море и сумели выжить в течение 49 дней. Сам поэт серьёзно к песне не относился, и говорил, что в таком же ключе можно написать и про другое, «нужно лишь читать газеты, и менять фамилии…». В 1965 году Высоцкий напишет песню «Корабли», строки которой станут пророческими. «Не пройдет и полгода, и я появлюсь, чтобы снова уйти на полгода…» – 25 января Высоцкий родился, а 25 июля его не стало.

Летом 1967 года Высоцкий очень много времени проводит в Одессе, т. к. идут съёмки фильма «Интервенция», для которого поэт напишет несколько песен. Особенно интересна история с написанием песни налетчиков, в фильме ее исполнит Ефим Копелян. Дело в том, что существовало два куплета старой одесской песни 20-х годов. Текст знал режиссёр Полока, дед и мать которого одесситы. Полока рассказал об этих куплетах Высоцкому, и Высоцкий дописал еще два. Причем настолько стилистически пошло попадание, что когда ещё не были напечатаны официально тексты Высоцкого, во многих самиздатовских сборниках песню приписывали поэту целиком. И только в 1987 году, когда на экраны кинотеатров впервые выйдет в прокат фильм «Интервенция», появиться возможность печатать тексты песен. И, когда люди, причастные к подобным изданиям, увидят машинописный текст песни «Гром прогремел», где рукой Высоцкого будет написано, что два куплета «моё», два куплета «народное», ошибка с приписываемым текстом исчезнет.

Вернёмся в жаркое лето 67-го. Дни, проведённые в нашем городе Высоцким, были заполнены не только киносъёмками. В первую очередь это было общение с людьми. Например, друг Высоцкого моряк Олег Халимонов позже вспоминал, как поэт работал в это время над песней SOS «Уходим под воду в нейтральной воде…». Например, Высоцкий спрашивал, как из-под воды подаются сигналы. Правда, в песне будет звучать «локаторы взвоют». А на замечание Халимонова, что локаторы воют, считал, что в песне пусть лучше ошибка останется, зато накал не пропадёт. Современники вспоминали, что когда Высоцкий впервые пел в квартире легендарного капитана Гарагули, в том числе исполняя эту песню, то многие моряки не скрывали своих слёз… С семьей капитана Гарагули, Высоцкий будет общаться до самой смерти. И посвятит капитану и старшему другу не только песни, но и стихи. Например, когда летом 1969-го, Высоцкий с Влади, совершат круиз на теплоходе «Грузия» по Крымско-Кавказской линии, после чего Высоцкий напишет «Был шторм, канаты рвали кожу с рук…», причем есть сведения, что впервые читал ее в Одессе! Интересно, что в первых исполнениях будет следующий куплет:

                                    Здесь с бака можно плюнуть на корму

                                    Узлов немного, месяц на Гавану.

                                    Но я хочу на палубу к нему

                                    К вернувшему мне землю капитану.

«Месяц на Гавану» – это случай, рассказанный Гарагулей, когда «Грузия» ходила на Кубу. А после, возглавлявший кубинскую делегацию Рауль Кастро (родной брат Фиделя), был в гостях у семьи Гарагули на проспекте Шевченко.

Песня «Был шторм» будет одной из самых любимых у Анатолия Григорьевича Гарагули. И Высоцкий иногда перед исполнением будет говорить, что песня посвящена легендарному капитану теплохода «Грузия».

Уже другому капитану Александру Назаренко будет посвящена песня «Лошадей 20 тысяч в Ммашины зажаты…». Песня будет написана на борту судна «Шота Руставели» во время очередного путешествия по Чёрному морю с Мариной Влади.

А, вообще, в путешествиях на судах Черноморского флота отдыхалось и писалось Высоцкому хорошо. Ведь капитаны судов окружали Высоцкого теплотой и вниманием. На судне «Аджария» в октябре 1968-го Высоцкий напишет песню «На судне бунт, над нами чайки реют…».

Будет у Высоцкого и морская картина «Контрабанда» на Одесской киностудии, где прозвучит песня в дуэте с Ниной Шацкой «Жили-были на море…».

Немного коснемся и несостоявшейся работе Высоцкого – это фильма «Зеленый фургон». В 1970 году Высоцкий уже участвовал в радиопостановке по роману Козачинского. Поэтому, когда к нему обратился сценарист Игорь Шевцов с предложением написать для будущего фильма песни, Высоцкий с удовольствием не только согласился, но и захотел, целиком влиться в эту работу: и как сценарист, и как режиссер. По воспоминаниям Владимира Мальцева предполагалось использовать около 12 песен в фильме. Часть текстов должен был написать Высоцкий. Ещё часть в предполагаемом фильме должно было прозвучать  в исполнении Володи Мальцева с обязательным использованием старого одесского фольклора. А делал он это виртуозно и смачно. По предложению Мальцева первой на титрах должна была идти старая одесская песня «Ужасно шумно в доме Шмеерсона…». Высоцкий успел написать несколько стихотворных набросков, которые так и не успели прозвучать. Например, такое стихотворение:

                                         Мы можем речь вести за что угодно

                                         Но не бери меня на это вот!

 

                                         Где девочки? Маруся, Рая, Роза

                                         Их с кондачка пришлепнула Чека

                                         А я живой, я только что с Привоза

                                         Вот прям сейчас с воскресного толчка…

Истинный одессит может и найдет в тексте ошибочку. Мы лишь слегка пробежались по «одесской тематике» поэтического творчества Высоцкого. Потому как подробно написать и рассказать обо всех гранях «одесской поэтики» Высоцкого дело целой монографии.

 

Александр Линкевич

Этот текст был впервые опубликован в газете «Порто-франко» №3 25 января 2013 года