Интерактивный

Музей

В.С.Высоцкого

+380 (63) 625-21-98

+380 (66) 835-97-17

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

«Вертикаль» Владимира Высоцкого

Чем дальше уходит время, тем меньше остается в живых людей, которые были свидетелями и непосредственными участниками событий, о которых хочется рассказать. История создания фильма Одесской киностудии «Вертикаль» заслуживает своей отдельной страницы. Великолепные съёмки и необычная для того времени музыка с песнями поэта Владимира Высоцкого дали тот зрелищный кинематографический продукт, который до сих пор находит своего зрителя. Большинство из участвовавших в создании картины людей находились в том прекрасном возрасте до тридцати лет, когда на многое в жизни смотрится  немножечко по-другому. Поэтому  воспоминания о событиях во время и вокруг съёмок остались яркие и  светлые.

Мне посчастливилось общаться с людьми, многих из которых, увы, уже не спросишь. Память человеческая избирательна, но их воспоминания сохраняет плёнка, и некоторые фрагменты этих бесед я и предлагаю.

18 июля 1966 года. Владимир Высоцкий впервые приезжает в Одессу, чтобы пройти кинопробы для фильма «Вертикаль». Вот, что рассказала Евгения Михайловна Рудых, долгое время проработавшая редактором Одесской киностудии:

«Один очень симпатичный паренёк молодой, который пел такой студенческий фольклор: «Заболели мы горами, что-то бороды у глаз, и когда вернемся к маме, даже мамы не узнают нас», пробовался на роль радиста. В общем, симпатично было и поэтому меня очень удивило, когда Говорухин стал настаивать на Высоцком, который отнюдь не блистал в пробах. Т. е. мне лично он не показался, вот в этой пробе, где он какую-то песенку сыграл свою. И я стала спрашивать: «Слава, почему, почему ты именно настаиваешь на этом?» «Ты понимаешь, у него такие песни!» И Говорухин дал послушать его песни. И, когда я услышала, они сразу настолько покорили меня, что уж и речи не могло идти ни о ком другом. Говорухин говорил, что песни Высоцкого будут звучать в фильме... Пробы все прошли хорошо».

Заночевал Высоцкий в этот день в общежитии киностудии, которая с лёгкой руки Марлена Хуциева до сих пор именуется «Куряжом». Для своих новых, да и старых знакомых поэт Высоцкий пел свои песни. Здесь уместно будет сказать, что записи песен Высоцкого у киношников уже были. Вот, что по этому поводу вспоминал режиссёр Валентин Фёдорович Козачков:

«Снимал я дипломную работу «Пароль – песня». Автором у меня был Евгений Долматовский, знаменитый поэт-песенник. А композитором Соловьев-Седой Василий Павлович. Гиганты! И были записи Высоцкого на катушечных магнитофонах, других тогда не было. И я дал послушать Долматовскому и Соловьеву-Седому. Ну, два мэтра, понимаешь! Я говорю, послушайте. Долматовский: «Что ты! Это же … Этот?! Что он пишет?! «Совейскому народу»!.. За одно это надо сажать». Ладно. Дня через три Соловьев-Седой говорит: «Принеси мне эти катушки, я хочу послушать». Приношу в «Красную», гостиницу. Слушает. Заходит Долматовский: «Что? Эту х… слушаешь»? Соловьев-Седой говорит: «Женька, ты не понимаешь. И твой «Огонек» забудут все, а вот это останется очень надолго. Вот это будущее. Вот это вот скоро загремит»! Это говорил один из ведущих, самых знаменитых композиторов-песенников В. П. Соловьев-Седой. Долматовский еще раз послушал. «Да-да. Но «совейский народ»! Это издевательство! Но до чего же здорово, до чего же социально»!

Об атмосфере и съёмках в горах вспоминал и старейший водитель киностудии Юрий Васильевич Дудник:

«На Эльбрусе снимали картину «Вертикаль», четыре с половиной месяца мы там были. Жили в гостинице «Иткол». А из «Иткола» уже добирались на съёмки, поднимались на Шхельдинский ледник. Вертолет из Нальчика был, он обслуживал нас, поднимал на 5-й, 11-й Приюты. Потом разбился. Там что получилось. Осенью пошел дождь. Пока летел наверх, обледенел. А наверху пошёл снег. А у него была там площадка. Вертолёт садился, и получилась буря, завихрение. Он хвостом ударяется об скалу и кувыркается. Полетел и поломал винты, только одна кабина осталась. Но люди все живые остались, поцарапались немножко. Дали спасателей на вездеходе. Начали людей спасать. А потом увидели, что машина поднялась наверх – ага, значит можно. Давай пешком туда подниматься. И пришлось подниматься почти каждый день... Высоцкий приезжал-уезжал. Он самолетом прилетал в Минеральные воды. А потом я ехал на машине за ним, встречал его и вез на Эльбрус на базу. Песни Высоцкий мне кажется, там написал, в горах. Были вечера, встречи были после съёмок…».

Кстати о песнях. Они у Высоцкого родились буквально через десять дней после пребывания в горах. Фактически впервые попав в горы, Высоцкий, как и все актёры, занятые в  фильме, прошёл начальную альпинистскую подготовку и стал «значкистом». Во время такой тренировки произошел случай, который настолько поразил Высоцкого, что это стало толчком к написанию первых «горных» песен. При штурме «Вольной Испании» погибает альпинист Живлюк. Актёры, находившиеся недалеко от места трагедии, в том числе  и Высоцкий, участвуют в спасательных работах и помогают в спуске в базовый лагерь раненых альпинистов. Вспоминает альпинист Анатолий  Сысоев:

«Утром (31 июля 1966 года – авт.) пошли на ледник, по крутой тропе. Дошли до обычного места занятий, одели кошки и начали занятия. Учились рубить ступени, походили в кошках – спуск и подъем по склону. Отрабатывали падение на льду и самозадержание ледорубом: как зарубаться, как переворачиваться. Провели снежные занятия по полной программе, закончили всё. Я говорю: «Ну, пойдёмте домой». И вдруг сверху по тропе кто-то бежит и кричит: «Нужны спасатели!»

Остановились, спросили: что, где?.. Оказалось, что на «Вольной Испании» что-то случилось, на стене… И тут Володя Высоцкий говорит: «Я тоже хочу участвовать в спасательных работах».

…Когда они спустились, он был очень задумчивый. Снова задавал много вопросов: как организуются спасательные работы, почему, когда берут в связки, кому доверяют, кому нет. Как подбирается группа, идущая на восхождение. Все это мы ему рассказывали. Высоцкий спустился в тот же день, а погибшего снимали со стены уже другие группы спасателей. Я думаю, что Высоцкий там не меньше вопросов задал всем окружающим, прежде чем спуститься вниз. Я чувствовал, что он был переполнен всем тем,  что ему пришлось увидеть».

 Вернулись в гостиницу «Иткол». И Высоцкий буквально в эту же ночь пишет песню «Если друг оказался вдруг…». Буквально через пару дней была написана «Здесь вам не равнина…». За ней рождаются «Военная песня» «Мерцал закат, как блеск клинка…», и песня, так и оставшаяся недописанной – «Свои обиды каждый человек». Уже в самом конце съёмочного процесса будет написана «Финальная песня» «В суету городов….». В горах появляются знаменитая «Скалолазка», не попавшая в фильм, и песня «Наверно, я погиб», посвящённая актрисе Ларисе Лужиной.  О песнях, образы которых родились там, в горах, мы можем только догадываться. Хотя одна известна точно – «Опасаясь контрразведки…».

О первых выступлениях в горах перед студентами вспоминал друг Высоцкого, легенда Одесской киностудии Владимир Павлович Мальцев:

«Мы все, не актёры, жили в Есеньках, альплагере. Я помню, там, в горах были, в основном, любители-студенты, которые каждый год в горы идут, просто горы любят. И вот эти студенты, их было большинство там. Они просто заранее планировали, на будущий год столько-то человек приедем, чтоб им держали место. Был такой единственный институт в Союзе –  картографии и фотосъемки, Московский. Вот оттуда и были эти ребята. Серьёзные ребята, институт серьёзный был. Они первые и организовали концерт Высоцкого. Записывался он, естественно, и нашими, у кого магнитофоны были, а у них писали все. Первый раз, когда Высоцкий исполнил свои песни альпинистские. Он много пел, с удовольствием. А когда начал «горные» исполнять, говорил, что там они не совсем готовы. И я видел эти глаза – потому что впервые! Тогда у костра какие песни пели? Лёгенькие. И вдруг он ошеломил всех: «И пусть говорят, и пусть говорят» – эта рифма, она просто бьёт. Здорово!».

Многое в фильме, помимо гор, будет снято в  Одессе: вокзал, Воронцовский дворец и, конечно же, павильоны. Приходиться строить декорации. Вот что рассказывал художник Юрий Прокопович Горобец:

«Впервые я познакомился с Высоцким на картине «Вертикаль». Только я на «Вертикали» не был в горах, а здесь достройку в первом павильоне, на земле который стоит, я делал достройку: снег, сугробы, палатку…».

Эпизод с Лужиной в палатке оказался единственной записью на сегодняшний день, где сохранилась песня Высоцкого «Свои обиды каждый человек…».

Фильм «Вертикаль» еще снимался, а песни, написанные Высоцким в горах, уже звучали, причем задолго до премьеры. И сам поэт как бы почувствовал, что вышел в своём творчестве на другой уровень. У Высоцкого-поэта появляются в творческом багаже целые циклы песен: спортивный, сказочный, военный. В 1968 году выйдет первая пластинка с записями песен Высоцкого из фильма «Вертикаль». С момента выхода фильма в прокат у Высоцкого началась не только слава союзная, но и открылась Одесская страница биографии, которую прервет лишь смерть поэта в 1980 году.

2012 год для Одессы ознаменовался открытием скульптурной композиции в Саду скульптур Литературного музея. Около киностудии был установлен памятник. Проводятся концерты памяти поэта. В Горсаду, в помещении туристического инфоцентра работает Интерактивный музей Высоцкого. Там же проводятся разные акции, связанные с памятью поэта...

Высоцкий, отвечая на вопрос в одном из интервью, называл себя человеком «разным». Поэтому и память о поэте должна быть «разной». Надеемся, что начавшийся год – год 75-летия поэта – нас этим порадует.

 

Александр Линкевич

Эта статья была впервые опубликована в газете «Одесский вестник» 26.01.2013 №4.