+380 (63) 625-21-98
+380 (66) 835-97-17
Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com
+380 (63) 171-18-44
Viber, WhatsApp, Telegram
Зимой 1968 года драматург Александр Петрович Штейн работал над пьесой о моряках и рыболовах Заполярья для московского Театра Сатиры. Спектакль получил название «Последний парад», премьера состоялась в сентябре. Вот, что записала в дневнике супруга Штейна Людмила Путиевская 7 марта: «Штейн идет к финишу. Название пока - «Поживем дальше – увидим больше». Хочет, чтобы музыку и песни сделал В. Высоцкий».
Интересная деталь: во время учебы в школе-студии Высоцкий уже участвовал в работе по пьесе Штейна – это был спектакль «Гостиница «Астория». И вот спустя почти 10 лет «новая встреча» уже по просьбе драматурга. Чтобы как-то получше «вжиться» в атмосферу севера страны, Высоцкий прилетает 13 марта в Архангельск.
Концертные выступления в Архангельске были запланированы заранее. Об этом говорит следующий факт – местная газета «Правда Севера» от 13 марта сообщала о предстоящих двух концертах Владимира Высоцкого 13-го в 20.00 и 14-го в 16-30. Как вспоминал спустя годы отец Владимира Высоцкого Семен Владимирович – поездку помог организовать командир военного гарнизона в Архангельске Бондаренко Федор Михайлович, с которым они вместе служили в 40-е годы.
Концерты состоялись не только для и по просьбе военных. Выступил Владимир Высоцкий и перед студентами лесотехнического института. Сохранилась не только фонограмма концерта, но и фотографии, сделанные студентом-первокурсником Александром Емельяновым. Дошла до нас и запись концерта 14 марта, сделанная во время выступления в Доме офицеров. Кстати, что бы ни писали сегодняшние журналисты по поводу запретов властью выступлений поэта, в том числе и в Архангельске – они не всегда понимают ситуацию того времени.
Приезд Высоцкого был по приглашению военных – и местная партийная верхушка помешать выступить никак не могла. Другое ведомство! Не помешала партийная власть и выходу статьи – 17 марта газета «Северный комсомолец» в статье «Широким шагом песни… Владимир Высоцкий – гость Архангельска» писала: «…Аплодируют неистово, от всего сердца. По крайней мере, актовый зал лесотехнического института, где состоялась встреча с Высоцким, не мог вместить всех желающих». В статье Л. Рудаковой идет полноценный разбор выступления Владимира Высоцкого. И хоть статья и была немного отредактирована, и даже ошибочно приписали Высоцкому участие в спектакле по пьесе Брехта «Карьера Артуро Уи», но такая реакция Высоцкому была приятна. Кстати, в мае уже в институтской газете «Наш темп» снова вспомнили мартовское выступление – и сделали публикацию, озаглавив «Приехал и покорил».
Ночевать с 13 на 14-е марта Владимиру Высоцкому пришлось в местной гостинице «Двина». И вот на бланке этой гостиницы и появляются первые строчки того, что будет называться песней «Утренняя гимнастика»:
Вдох глубокий, выдох тоже (зачеркнута строка)
Руки вверх (зачеркнута строка)
Вдох глубокий, руки шире
Не спешите – три четыре
(Бодрость духа)
Легкость, бодрость, грация и
Пластика
Общеукрепляющая
Утром отрезвляющая
Если жив пока еще ги-
мнастика.
Если вы в своей квартире
Ляжте на пол – три четыре
Выполняйте правильно движения
Прочь влияние извне
Привыкайте к новизне
Вдох глубокий до изне
можения.
Вирус гриппа гриппа в целом мире (строка зачеркнута)
Очень вырос в целом мире
Гриппа вирус три четыре
Ширится, растет заболевания
Если хилый – сразу гроб
Сохранить здоровье чтоб
Применяйте люди об
тирания.
Если вы уже устали
Сели, встали, сели, встали
Не страшны вам Африка и Арктика
Главный академик Иоффе
Вам заменит черный (строка зачеркнута)
Доказал, что черный кофе
Вам заменит просто (слово зачеркнуто) спорта профе-
лактика.
Спать нельзя, с кровати слезте
Начинайте бег на месте
Да не будьте мрачными и хмурыми
(Если вам под душ не хоца)
(Если очень вам неймется)
Обтирайтесь чем придется
Водными займитесь проце
Винно-водочными проце (строка зачеркнута)
дурами.
Не страшны плохие вести
Мы от них бежим на месте
В выигрыше даже начинающий
Красота! Среди бегущих
Первых нет и отстающих
Бег на месте
Общепримеряющий.
Высоцкий (подпись)
Вот так выглядит, по-видимому, самый первый черновик с этой песней. Копия рукописи впервые была опубликована в формате МР-3 в проекте «Высоцкий-60-е.» (составитель и редактор Сергей Жильцов).
Встречается в интернете еще один вариант черновика с этой песней со следующими словами:
Нынче бегают на месте (строка зачеркнута)
Выполняйте! Бег на месте
Тещи (у Высоцкого через е), свекры, зяти, тести
Бег на месте общепримиряющий
А теперь прыжки (два слова зачеркнуто последних)
Не страшны плохие вести
Мы в ответ – прыжки (зачеркнуто слово) бежим на месте
Всем недугам – словно (слово зачеркнуто) это меч карающий
И далее в рукописи идёт две строки другой песни к «Последнему параду». А чуть ниже - текст другого стихотворения.
Самая первая фонограмма с песней «Утренняя гимнастика» датируется началом апреля 1968 года, когда Высоцкий показал ее драматургу Штейну. В тексте песни пока нет слов о коньяке, и строка звучит: «Доказал, что черный кофе/ Вам заменит спорта профилактика». И далее по фонограмме идут слова: «Спать нельзя, с кровати слезте./ Начинайте бег на месте!/ Да не будьте мрачными и хмурыми...» В дальнейшем каноническом варианте эти строки петься не будут. Как ни странно, но это песню Высоцкий первые годы практически не исполнял. Если судить по тем записанным фонограммам, что сохранились и дошли до нас. В мае 1968 года Высоцкий спел «Утреннюю гимнастику» в домашней обстановке в Киеве у Лубенца – там уже присутствует слово коньяк. И следующая запись только в ноябре – опять же домашняя у друзей Савичей. Причем автор был не в «форме» и сделал лишь попытку напеть эту песню. И что-то не пошло.
4 сентября газета «Вечерняя Москва» сообщала о премьере в Театре Сатиры «Последний парад»: «Комедия, почти водевиль, в 2-х частях с песнями, куплетами, танцами и, разумеется счастливым концом». Что же касается рецензий на этот спектакль режиссера Плучека, то они были разные. Например, вот что пишет журнал «Театральная жизнь» во втором номере за 1969 год: «…И чувствуя, что анекдота со «смертью» Сенежина хватило бы, пожалуй, лишь на одноактную миниатюру, постановщик спектакля В. Плучек весьма обильно оснащает его песнями, музыкой, танцами, ритмической беготней и суетой…». Следы критики носила и статья в «Вечерней Москве». А вот в журнале «Театр» в четвертом номере за 1969 год рецензировали портрет актера Папанова – и в частности, как хорошо он по-актерски подал две песни (Высоцкого) в спектакле «Последний парад»…
Не менее интересна и история того, как сам Владимир Высоцкий преподносил эту песню своим многочисленным зрителям на концертах. А таких записей с песней «Утренняя гимнастика» дошло свыше двухсот.
Первое время, когда шел спектакль в Театре Сатиры – Высоцкий комментировал песню в рамках истории со спектаклем «Последний парад». Например, вот так:
«…Песня поется... …там главную роль играет Анатолий Папанов, артист смешной очень. И вот они… он через 9 месяцев без захода в порты возвращается из плавания. Ну, его встречают друзья, они там крепко выпили, утром встают, головы у всех болят, конечно, вот, на столе много бутылок, но они решают не опохмеляться, а заниматься гимнастикой. И вот я специально для них написал такой текст и музыку. И вот они под этот самый вот текст и музыку делают всякие такие гимнастические упражнения в тельняшках, как дьяволы. Это очень смешная сцена…».
В ноябре 1973 года Высоцкий записывает эту песню под аккомпанемент ансамбля «Мелодия». И в 1974 году выходит маленькая пластинка с «Утренней гимнастикой» - но без одного куплета! Не обошлось без цензуры. Вот как об этом рассказал зрителям Высоцкий на концерте в Тбилиси в сентябре 1979 года:
«…Но в пластинке, там нет куплета об алкоголе, потому что я попал в самую пору, вот в раз… в самый разгар борьбы, значит, с зеленым змием. И отовсюду повсеместно и повседневно вычеркивали: с экрана, если выпивают даже по делу, все равно надо было выбрасывать. Из всевозможных стихов, песен, произведений литературных…».
Во второй половине 70-х, исполняя «Утреннюю гимнастику», Высоцкий чаще всего говорил, предваряя песню, о спортивной теме в своем творчестве, и делал намек на лотерею «Спортлото»…
В интернет-пространстве лет восемь назад была целая дискуссия – кого имел в виду поэт под фамилией Иоффе. Называли, в основном, две персоналии: Абрам Федорович – «отец советской физики» и Леонид Аркадьевич, который имел отношение к космонавтам и спорту. Второй был знаком с Высоцким. Но думается, что когда поэт сочинял свой песенный шедевр, то главный академик – это все же Федор Абрамович Иоффе (в шутку его называли «папа Иоффе»). Кстати, за полгода до написания «Утренней гимнастики», Высоцкий выступал в Ленинградском институте имени Иоффе. Так что, какой из них Иоффе стал героем – вопрос открыт!
Александр Линкевич
+380 (63) 171-18-44
Viber, WhatsApp, Telegram
Главная
Воспоминания
Статьи
Экскурсии
Мероприятия
-
Место Втречи - Одесса