Интерактивный

Музей

В.С.Высоцкого

+380 (63) 625-21-98

+380 (66) 835-97-17

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

КАК ЗАПИСЫВАЛИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО В ОДЕССЕ

В том, что благодаря магнитофону, записи поэта Владимира Высоцкого распространялись быстрее, чем иногда перемещался сам поэт, ничего удивительного нет. Выступая на многочисленных концертах, Высоцкий так говорил об этом: «Приезжаешь в другой город, а тебе из зала уже подсказывают слова недавно написанной песни…». Кого в век Интернета может удивить такая скорость?! Во времена же Высоцкого, особенно в 60-е годы ХХ столетия, магнитофон зачастую был роскошью, его просто было сложно купить. Но о том, что песни Высоцкого попали в Одессу раньше, чем приехал он сам для съемок в фильме «Вертикаль», до нас дошла следующая история.

В Москве, у известного собирателя магнитофонных записей бардов Марка Дубровина состоялся специальный «сеанс», где Высоцкий напел, целую катушку специально для Одессы. А потом эту запись привез в наш город актер Иван Переверзнев. Случилось это в 1965 году. Многочисленные истории о якобы имевших место выступлениях Высоцкого в Одессе до этого времени, скорее относятся к легендам.

В период съёмок Высоцкого на Одесской киностудии таких записей было множество.  Как вспоминали очевидцы, его просто запирали в тонвагене и требовали новых песен. Потом эти записи всплывали на одесском «толчке». На одном из концертов Высоцкий вспоминал, как он сам, гуляя по базару, натолкнулся на «продавца в кепке за горой магнитофонных пленок». Цена продажи его смутила. «Почему так дорого? – Проходи, дорогой! – Потом продавец узнал меня, потому что я был на фото, наклеенном на коробке. И тут же предложил процент, если спою что-то новенькое…» Впрочем, таким образом, распространялись записи не только Высоцкого. Если государство не торопилось с изданием, то одесский «толчок» был  показателем спроса покупателей. Высоцкий жаловался своему одесскому приятелю Володе Мальцеву: «Ну, вот опять торгуют. Надоело уже. Спекулянты». На что получал следующий ответ: «А ты подумай, что это ведь показатель популярности! Ты заставь меня поехать за город искать записи. А что, они бесплатно должны раздавать…»

Интереснейшая история произошла, когда Высоцкий в октябре 1968 года сделал запись песен «Охота на волков» и «Банька по белому». Приехав в Одессу для того, чтобы пройти кинопробы в фильм «Опасные гастроли», поэт не мог не порадовать друзей новыми песнями. Как вспоминал присутствующий при этом Володя Мальцев: «Надо было видеть поющего Высоцкого. Меня дрожь пробрала, когда он исполнил «Охоту». А ведь я Высоцкого много раз в разных компаниях слышал. Но это было что-то особенное! Такой нерв!..» Спеть-то Высоцкий спел, но приехав в Москву, звонит своей знакомой Тамаре Кормушиной, чтобы немедленно поехала на студию и забрала оригинал записи. Ведь эти песни совсем не предназначались для широкого исполнения. В газетах к этому времени прошла целая серия публикаций, после которых пришлось Высоцкому даже писать оправдательные письма в отдел культуры ЦК КПСС. Песня «Охота на волков»  стала ответом со стороны поэта на газетную компанию против него. Так что распространение этих песен совсем не входило в его планы. Кормушина приехала на киностудию и попросила у техника звукозаписи Георгия Заволоки, осуществлявшего эту запись, чтобы он вернул оригинал Высоцкому. Но Заволока отказался, заверив, что нигде эта запись не всплывет. Через несколько дней на киностудию заехала дочь первого человека в государстве, Галина Леонидовна Брежнева. И, зайдя к Заволоке, потребовала: «Мне доложили, что был Высоцкий. Записал новые песни. Срочно сделать мне копии»… Вот так новые песни попадали на самые верхи власти, где у поэта были свои поклонники!

А теперь мысленно посетим квартиру Тодоровского по Французскому (Пролетарскому тогда) бульвару в доме 14б. В ноябре 1969-го звукооператором Курганским была сделана запись песен Высоцкого, где на второй гитаре подыгрывал    сам Петр Ефимович Тодоров-ский. Через пару недель Тодоровский приехал в Нижний Тагил – и услышал эту запись в кабинете директора местного ДК. Вот с такой скоростью перемещались тогда записи поэта Высоцкого. А в связи с домашними концертами можно вспомнить и смешной случай, который произошел там же у Тодоровского летом 1967 года. Компания собралась небольшая, но вот песни Высоцкого мешали спать не только маленькому Валере, но и соседям, которые вызвали милицию. Когда милиционер, войдя, увидел поющего Высоцкого, то он не только не разогнал компанию, но и попросился присутствовать на таком выступлении. Ведь вышедший только что на экраны кинотеатров фильм «Вертикаль» посещали по несколько раз именно благодаря песням Высоцкого.  И именно после этого фильма голос поэта стали наконец-то ассоциировать с теми безымянными записями, которые имели на руках счастливые владельцы магнитофонов.

Много записей Высоцкого сделал легендарный капитан теплохода «Грузия» Анатолий Григорьевич Гарагуля. Причем возил свой катушечник для того, чтобы записать своего друга и в Москве, поэтому новые песни Высоцкого были и в его коллекции. А Высоцкий после путешествия с Мариной Влади на «Грузии» в августе 1969 года напишет и посвятит песню «Был шторм» своему другу и капитану. Песен с морской тематикой у Высоцкого будет множество. Очень часто записывал Высоцкого и его друг, работающий в такси, Костя Южаков. Увы, но записи из его коллекции практически недоступны. А на киностудии вспоминали, мол, «приедет таксист, поэтому все новые студийные записи надо для него скопировать».

А самой распространенной «одесской записью» Высоцкого была запись во время съемок фильма «Опасные гастроли». Со съемкой что-то не заладилось, но поэт с удовольствием несколько часов пел свои песни. Причем, если запись не шла, то перепевал. Поэтому среди коллекционеров фонограмм возникало сомнения по поводу этой записи, писалось ли это в одно время, т. к. запись не везде была ровной по акустике.

А вот с записями концертных выступлений Высоцкого в Одессе дела обстоят совсем худо. Практически на сегодня известна лишь запись, да и то неполная, в порт-клубе 26 марта 1968 года. О других концертах информация дошла лишь в воспоминаниях очевидцев, да и то немногочисленных. Кто уехал, а кто уже, увы, и не вспомнит. Вот поэтому так нужны и важны для истории не только магнитофонные катушки тех времен, но и любые свидетельства современников Высоцкого. Может, прочитав эту статью, и Вы что-то да вспомните, и поможете с хронологией далёких 60-70-х.

                                    Александр Линкевич

                                                       Эта статья была впервые опубликована    в «Одесском вестнике» 25.01.2014 г.