Интерактивный

Музей

В.С.Высоцкого

+380 (63) 625-21-98

+380 (66) 835-97-17

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

Я НЕСЛА СВОЮ БЕДУ

В репертуаре Высоцкого появление чисто женской песни носит не случайный характер. В начале лета 1971 года  белорусский режиссер и друг Высоцкого Виктор Туров начинает проводить пробы в свой новый фильм по рассказам И.С.Тургенева «Чертопханов и Недолюскин», «Конец Чертопханова» и «Певцы» из сборника «Записки охотника». В прокатном варианте фильм получил название «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова». На пробы приезжает и Высоцкий.

Виктор Туров:

«Он находился тогда в прекрасной  форме и хорошо  отыграл пробу. У него было огромное желание сыграть эту роль. Володя очень любил лошадей, а поскольку мы снимали на натуре, то проба у него была неплохая. Но так получилось, что у меня было своё особое видение образа Чертопханова. Уже состоялась встреча с Бабкаускасом, его проба была убедительней, Володя, конечно, поначалу немного обиделся, но надо отдать должное, быстро отошёл».

Ольга Лысенко:

«Как актёр Высоцкий чётко представлял, какая роль ему подходит, а какая – нет. Например, роль Чертопханова была не его, и он это сразу понял, просмотрев сценарий. Хотя попробоваться на эту роль он всё-таки успел. И снималась с ним для этой пробы я. Это была единственная наша совместная съёмка. Была отснята сцена, когда Маша, любовь Чертопханова, уходит от него. Такой небольшой рулончик плёнки получился. У кого он сейчас – не представляю, может быть, он и не сохранился».

Архив «Беларусьфильма» Фонд 442 Дело №11 Режиссёрский сценарий

225 Поле, река (натура) Средний план

…Маша идет вдоль купола, который кажется нескончаемо громадным, вдоль развалившихся стен… Сзади слышится тяжелое, частое дыхание… Маша продолжает петь… Чья-то рука ложится ей на плечо… Маша спокойно оборачивается и холодно смотрит на Чертопханова, который не может вымолвить ни слова…

- Маша… - только и выговаривает Чертопханов.

…Маша складывает руки на груди…

…Чертопханов снимает свою руку с ее плеча и она беспомощно повисает…

- Я вас любила.

- Любила! Что же теперь? Ни с того, ни с этого меня покидаешь, по свету скитаться станешь!

…Чертопханов вплотную приближается к Маше, не сводит глаз с ее лица. Губ, открытых белых зубов, точеной шеи…

- Ну, перестань! Полно, намучила… Ну, довольно!

- Дружочек, Пантелей Еремеич, не могу я… с вами больше жить не могу.

- Как же не можешь? Отчего?

- Тоска.

- Я разве тебя чем обидел?

- Нет, Пантелей Еремеич, - Маша с улыбкой качает головой, - ничем вы меня не обидели, да только…

226 Крупный план

- Я тебя любил, люблю тебя без ума, без памяти… - говорит Чертопханов, - вернись…

227 Крупный план

- Нет, не вернусь, - говорит Маша.

228 Средний план

- А говоришь: любила.

- Любила и люблю.

- Любишь? – кричит Чертопханов.

- А… ни в жизни не вернусь, - говорит Маша. – Ты Машу свою помни – другой такой тебе не найти, и я тебя…

229 Средний план

…Чертопханов поворачивается и медленно идет назад…

(За кадром)

- …Не забуду – сокола моего!

…Чертопханов оборачивается с горящими глазами…

- Без тебя мне все постыло!

230 Крупный план

Маша смотрит прямо.

- А жизнь наша с тобой кончена.

231 От крупного плана на средний план

- Да отчего же кончена, - рванувшись Чертопханов хватает Машину руку, - Ведь я… без памяти… Маша…

Сейчас она смотрит в сторону.

- Эх, голубчик, - она вынимает свою руку из руки Чертопханова, - чего ты убиваешься?

- Не будет у меня другой Маши…

…Маша чуть улыбается…

- Не будет такой подружки… А ты… Разве так можно… Так?

- Человек ты хороший, а делать нечего: прощай!

…Она поворачивается и идет.

232 От крупного на средний план

- Врешь! Не уйдешь! – Чертопханов бросается за ней.

- Жадь мне тебя, - Маша говорит спокойно, а Чертопханов сжимает ее руки. – Больно, - лицо Маши сморщилось и в ее голосе только физическая усталость.

233 Общий план

Долго идут Маша и Чертопханов, огибая громадный синий купол с зияющими пропостями дыр, … скрываются за куполом.

234 Общий план

Маша одна выходит из-за купола и идет по полю и, кажется, над ним журчит ее голос.

235 Средний план

…Чертопханов стоит один, прижавшись спиной к

236 Общий план

…синему куполу над которым косо висит большой крест.

Мы не случайно привели эту сцену, в которой успел засняться в пробе Высоцкий. Ведь вернувшись из Минска в Москву, поэт начинает делать первые наброски к песне для этого эпизода. В черновиках это июнь, перед поездкой во Владивосток. А вот следующие наброски песни идут в блоке после поездки на Дальний Восток, которая проходила с 30 июня по 4 июля.

           С 20 июля по 3 августа в Москве проходит очередной международный кинофестиваль.

Виктор Туров:

«В 1971 году он приехал в нашу съёмочную группу в Даугавпилс какой-то совершенно зелёный. Причём речь не шла об его участии в съёмках картины. Мы базировались в живописнейшем районе около Даугавпилса, озёрные края на стыке Литвы, Латвии и Белоруссии. Приехал он, чтобы спрятаться, отлежаться. Я знаю, что Марина привезла тогда в Москву сестёр и детей. И Володя устал безмерно. Плюс ещё ко всему этим же летом он попал в крупную автомобильную аварию – разбил  и свою и чью-то машину.  И ему пришлось оплачивать ремонт, как своего «Жигулёнка», так и чужого автомобиля.

Приехал он в очень большой депрессии. Один, без Марины. Группа наша жила в довольно хорошей гостинице в Даугавпилсе. Снимали мы в старом поместье – лесничестве на берегу озера. У нас там был целый комплекс декораций и объектов.

Многое очень зависело у Володи от настроения, от состояния. Своё время он проводил в основном с лошадьми и у озера. Потом как-то забрел на съёмку, походил вокруг нас, взял гитару, ушёл на каких-то там полчаса в кусты и, вернувшись, вдруг спел нам новую песню. Я не могу сказать, думал ли он о ней раньше или нет, но она была сделана буквально на наших глазах, под воздействием какого-то настроения».

Ольга Лысенко:

«Однажды в Даугавпилсе мы увидели его совершенно в другом свете, чем обычно. Он приехал не на съёмочную площадку, а просто отдохнуть. Ходил какой-то грустный и растерянный. Мы жили в живописном месте под Даугавпилсом на хуторе. Хозяин держал несколько лошадей. Только сев в седло, и проехав немного на коне, Володя оживился. А потом долго стоял рядом с лошадью и гладил ее. А до этого все бродил в одиночестве, над чем-то размышляя».

  

Наум Штутин:

«Жили мы тогда в каком-то имении. В доме был бильярд, и мы с Володей очень часто играли. Помню ещё, что Высоцкий катался на лошадях. Он тогда был очень спокойный, может сильно уставший. А записывал его, наверное, наш звукооператор Беклемишев».

Сохранилась запись 5-ти песен сделанная в Даугавпилсе. Высоцкий впервые поёт «Я несла свою беду». Окружающая природа, как и настроение Высоцкого, вылилось в следующий поэтический образ – появилась музыкальное решение…

Я несла свою Беду

по весеннему по льду,

Обломился лёд — душа оборвалася,

Камнем под воду пошла...

А Беда хоть тяжела —

А за острые края задержалася.

 

И Беда с того вот дня

ищет по свету меня,

Слухи ходят вместе с ней с Кривотолками.

А что я не умерла,

знала голая ветла

И ещё перепела с перепёлками.

 

Кто ж из них сказал ему,

господину моему, —

Только выдали меня, проболталися.

И, от страсти сам не свой,

он отправился за мной,

Ну а с ним Беда с Молвой увязалися.

 

Он настиг меня, догнал,

обнял, на руки поднял,

Рядом с ним в седле Беда ухмылялася...

Но остаться он не мог —

был всего один денёк,

А Беда на вечный срок задержалася...

Виктор Туров:

«Он предложил в картину песню «Беда», ту, которая существует в основном в записи Марины. То ли он эту песню привёз, то ли написал за ту неделю, что был у нас, не знаю. Во всяком случае, он предложил её. И я впервые не смог включить его песню в картину. Просто она органически не вписывалась в сюжет. Она была чистой русской, на чисто русском материале».

Геннадий Овсянников:

«На фильме «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» приезда Высоцкого при мне не было. В своих сценах я снимался летом. А то, что в фильме должны были звучать песни Высоцкого, я представить не могу. Герой Золотухина поёт народные. То, что крутили постоянно песни Высоцкого – это было. Помню, что у звукооператоров была целая бобина».

Попав позже к Турову на площадку, Золотухин напишет в дневниках:

«Высоцкий у него лепший сябра. Заводит песни Высоцкого бесконечно. И под это снимается Тургенев!»

Виктор Туров:

«И ещё чем Володя отличался. Казалось бы, можно было обидеться, тем более что роль ему нравилась и была хорошая проба сделана. Но когда он посмотрел картину, то совершенно искренно поздравил меня, сказав, что я сделал всё абсолютно правильно в этой картине, и по замыслу, и по подбору актеров. Ему эта картина очень нравилась. Более того, он мне посоветовал на роль певца взять Золотухина. Я долго колебался, но потом я был очень благодарен Володе за его подсказку».

 

Александр Линкевич