+380 (63) 625-21-98
+380 (66) 835-97-17
Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com
+380 (63) 171-18-44
Viber, WhatsApp, Telegram
В репертуаре Высоцкого появление чисто женской песни носит не случайный характер. В начале лета 1971 года белорусский режиссер и друг Высоцкого Виктор Туров начинает проводить пробы в свой новый фильм по рассказам И.С.Тургенева «Чертопханов и Недолюскин», «Конец Чертопханова» и «Певцы» из сборника «Записки охотника». В прокатном варианте фильм получил название «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова». На пробы приезжает и Высоцкий.
Виктор Туров:
«Он находился тогда в прекрасной форме и хорошо отыграл пробу. У него было огромное желание сыграть эту роль. Володя очень любил лошадей, а поскольку мы снимали на натуре, то проба у него была неплохая. Но так получилось, что у меня было своё особое видение образа Чертопханова. Уже состоялась встреча с Бабкаускасом, его проба была убедительней, Володя, конечно, поначалу немного обиделся, но надо отдать должное, быстро отошёл».
Ольга Лысенко:
«Как актёр Высоцкий чётко представлял, какая роль ему подходит, а какая – нет. Например, роль Чертопханова была не его, и он это сразу понял, просмотрев сценарий. Хотя попробоваться на эту роль он всё-таки успел. И снималась с ним для этой пробы я. Это была единственная наша совместная съёмка. Была отснята сцена, когда Маша, любовь Чертопханова, уходит от него. Такой небольшой рулончик плёнки получился. У кого он сейчас – не представляю, может быть, он и не сохранился».
Архив «Беларусьфильма» Фонд 442 Дело №11 Режиссёрский сценарий
225 Поле, река (натура) Средний план
…Маша идет вдоль купола, который кажется нескончаемо громадным, вдоль развалившихся стен… Сзади слышится тяжелое, частое дыхание… Маша продолжает петь… Чья-то рука ложится ей на плечо… Маша спокойно оборачивается и холодно смотрит на Чертопханова, который не может вымолвить ни слова…
- Маша… - только и выговаривает Чертопханов.
…Маша складывает руки на груди…
…Чертопханов снимает свою руку с ее плеча и она беспомощно повисает…
- Я вас любила.
- Любила! Что же теперь? Ни с того, ни с этого меня покидаешь, по свету скитаться станешь!
…Чертопханов вплотную приближается к Маше, не сводит глаз с ее лица. Губ, открытых белых зубов, точеной шеи…
- Ну, перестань! Полно, намучила… Ну, довольно!
- Дружочек, Пантелей Еремеич, не могу я… с вами больше жить не могу.
- Как же не можешь? Отчего?
- Тоска.
- Я разве тебя чем обидел?
- Нет, Пантелей Еремеич, - Маша с улыбкой качает головой, - ничем вы меня не обидели, да только…
226 Крупный план
- Я тебя любил, люблю тебя без ума, без памяти… - говорит Чертопханов, - вернись…
227 Крупный план
- Нет, не вернусь, - говорит Маша.
228 Средний план
- А говоришь: любила.
- Любила и люблю.
- Любишь? – кричит Чертопханов.
- А… ни в жизни не вернусь, - говорит Маша. – Ты Машу свою помни – другой такой тебе не найти, и я тебя…
229 Средний план
…Чертопханов поворачивается и медленно идет назад…
(За кадром)
- …Не забуду – сокола моего!
…Чертопханов оборачивается с горящими глазами…
- Без тебя мне все постыло!
230 Крупный план
Маша смотрит прямо.
- А жизнь наша с тобой кончена.
231 От крупного плана на средний план
- Да отчего же кончена, - рванувшись Чертопханов хватает Машину руку, - Ведь я… без памяти… Маша…
Сейчас она смотрит в сторону.
- Эх, голубчик, - она вынимает свою руку из руки Чертопханова, - чего ты убиваешься?
- Не будет у меня другой Маши…
…Маша чуть улыбается…
- Не будет такой подружки… А ты… Разве так можно… Так?
- Человек ты хороший, а делать нечего: прощай!
…Она поворачивается и идет.
232 От крупного на средний план
- Врешь! Не уйдешь! – Чертопханов бросается за ней.
- Жадь мне тебя, - Маша говорит спокойно, а Чертопханов сжимает ее руки. – Больно, - лицо Маши сморщилось и в ее голосе только физическая усталость.
233 Общий план
Долго идут Маша и Чертопханов, огибая громадный синий купол с зияющими пропостями дыр, … скрываются за куполом.
234 Общий план
Маша одна выходит из-за купола и идет по полю и, кажется, над ним журчит ее голос.
235 Средний план
…Чертопханов стоит один, прижавшись спиной к
236 Общий план
…синему куполу над которым косо висит большой крест.
Мы не случайно привели эту сцену, в которой успел засняться в пробе Высоцкий. Ведь вернувшись из Минска в Москву, поэт начинает делать первые наброски к песне для этого эпизода. В черновиках это июнь, перед поездкой во Владивосток. А вот следующие наброски песни идут в блоке после поездки на Дальний Восток, которая проходила с 30 июня по 4 июля.
С 20 июля по 3 августа в Москве проходит очередной международный кинофестиваль.
Виктор Туров:
«В 1971 году он приехал в нашу съёмочную группу в Даугавпилс какой-то совершенно зелёный. Причём речь не шла об его участии в съёмках картины. Мы базировались в живописнейшем районе около Даугавпилса, озёрные края на стыке Литвы, Латвии и Белоруссии. Приехал он, чтобы спрятаться, отлежаться. Я знаю, что Марина привезла тогда в Москву сестёр и детей. И Володя устал безмерно. Плюс ещё ко всему этим же летом он попал в крупную автомобильную аварию – разбил и свою и чью-то машину. И ему пришлось оплачивать ремонт, как своего «Жигулёнка», так и чужого автомобиля.
Приехал он в очень большой депрессии. Один, без Марины. Группа наша жила в довольно хорошей гостинице в Даугавпилсе. Снимали мы в старом поместье – лесничестве на берегу озера. У нас там был целый комплекс декораций и объектов.
Многое очень зависело у Володи от настроения, от состояния. Своё время он проводил в основном с лошадьми и у озера. Потом как-то забрел на съёмку, походил вокруг нас, взял гитару, ушёл на каких-то там полчаса в кусты и, вернувшись, вдруг спел нам новую песню. Я не могу сказать, думал ли он о ней раньше или нет, но она была сделана буквально на наших глазах, под воздействием какого-то настроения».
Ольга Лысенко:
«Однажды в Даугавпилсе мы увидели его совершенно в другом свете, чем обычно. Он приехал не на съёмочную площадку, а просто отдохнуть. Ходил какой-то грустный и растерянный. Мы жили в живописном месте под Даугавпилсом на хуторе. Хозяин держал несколько лошадей. Только сев в седло, и проехав немного на коне, Володя оживился. А потом долго стоял рядом с лошадью и гладил ее. А до этого все бродил в одиночестве, над чем-то размышляя».
Наум Штутин:
«Жили мы тогда в каком-то имении. В доме был бильярд, и мы с Володей очень часто играли. Помню ещё, что Высоцкий катался на лошадях. Он тогда был очень спокойный, может сильно уставший. А записывал его, наверное, наш звукооператор Беклемишев».
Сохранилась запись 5-ти песен сделанная в Даугавпилсе. Высоцкий впервые поёт «Я несла свою беду». Окружающая природа, как и настроение Высоцкого, вылилось в следующий поэтический образ – появилась музыкальное решение…
Я несла свою Беду
по весеннему по льду,
Обломился лёд — душа оборвалася,
Камнем под воду пошла...
А Беда хоть тяжела —
А за острые края задержалася.
И Беда с того вот дня
ищет по свету меня,
Слухи ходят вместе с ней с Кривотолками.
А что я не умерла,
знала голая ветла
И ещё перепела с перепёлками.
Кто ж из них сказал ему,
господину моему, —
Только выдали меня, проболталися.
И, от страсти сам не свой,
он отправился за мной,
Ну а с ним Беда с Молвой увязалися.
Он настиг меня, догнал,
обнял, на руки поднял,
Рядом с ним в седле Беда ухмылялася...
Но остаться он не мог —
был всего один денёк,
А Беда на вечный срок задержалася...
Виктор Туров:
«Он предложил в картину песню «Беда», ту, которая существует в основном в записи Марины. То ли он эту песню привёз, то ли написал за ту неделю, что был у нас, не знаю. Во всяком случае, он предложил её. И я впервые не смог включить его песню в картину. Просто она органически не вписывалась в сюжет. Она была чистой русской, на чисто русском материале».
Геннадий Овсянников:
«На фильме «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» приезда Высоцкого при мне не было. В своих сценах я снимался летом. А то, что в фильме должны были звучать песни Высоцкого, я представить не могу. Герой Золотухина поёт народные. То, что крутили постоянно песни Высоцкого – это было. Помню, что у звукооператоров была целая бобина».
Попав позже к Турову на площадку, Золотухин напишет в дневниках:
«Высоцкий у него лепший сябра. Заводит песни Высоцкого бесконечно. И под это снимается Тургенев!»
Виктор Туров:
«И ещё чем Володя отличался. Казалось бы, можно было обидеться, тем более что роль ему нравилась и была хорошая проба сделана. Но когда он посмотрел картину, то совершенно искренно поздравил меня, сказав, что я сделал всё абсолютно правильно в этой картине, и по замыслу, и по подбору актеров. Ему эта картина очень нравилась. Более того, он мне посоветовал на роль певца взять Золотухина. Я долго колебался, но потом я был очень благодарен Володе за его подсказку».
Александр Линкевич
+380 (63) 171-18-44
Viber, WhatsApp, Telegram
Главная
Воспоминания
Статьи
Экскурсии
Мероприятия
-
Место Втречи - Одесса