Интерактивный

Музей

В.С.Высоцкого

+380 (63) 625-21-98

+380 (66) 835-97-17

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

БУЛГАКОВ И ВЫСОЦКИЙ: "РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ"

28 июня 1970 года Владимир Высоцкий, заполняя анкету в Театре на Таганке, предложенную Анатолием Меньщиковым, на вопрос о любимом писателе напишет - Булгаков. На концертах, отвечая на вопросы зрителей, поэт говорил, что ближе в творчестве для него такие писатели как Свифт, Гоголь, Булгаков...

Во время учёбы в школе-студии МХАТ Высоцкий проходит по программе творчество писателя. На 3-м курсе в рамках программы изучения истории театра, студентам рассказывали о постановках пьес Михаила Булгакова во МХАТе в 20-30 гг. Однокурсник Высоцкого Георгий Епифанцев, автор концертной программы «Высоцкий и Булгаков» (1983 год), будет рассказывать зрителям, как Высоцкий посещал квартиру третьей жены писателя Елены Сергеевны, которая разрешила почитать ему неопубликованный тогда роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Впервые это произведение станет доступно читателям после публикации в 1967 году в журнале «Москва». А в 1973 году роман выйдет в книжном варианте. В библиотеке Высоцкого эта книга сохранится...

Творчество Булгакова официально не было под запретом, но использование его в кинотеатральных постановках было нежелательно.

В 1970 году на экраны страны выйдет фильм «Бег» режиссера Алова и Наумова. А в 1973 году Леонид Гайдай экранизирует пьесу Булгакова «Иван Васильевич меняет профессию». Чтобы представить в картине голос эпохи будет записана фонограмма с Владимиром Высоцким, которая прозвучит в картине на современном звуковом носители – магнитофоне.

В 1977 году в Театре на Таганке будет поставлен спектакль "Мастер и Маргарита". Из книги Ю. Любимова «Записки старого трепача»:

«Я делал инсценировку по варианту в журнале «Москва», а не по машинописному экземпляру. Это был мой козырь: я же сам избрал легализованный вариант. Никто в театре не верил, что это выйдет. И некоторые актеры старались увильнуть от работы. И я очень сердился, и мне как-то в голову не приходило, что они просто не верят, что это пойдет. Но тот, кто репетировал, репетировал с удовольствием, я ничего не могу сказать, надо отдать им должное, что репетиции шли очень весело, и я считаю, в фантастически короткий срок — сорок пять репетиций. Без финансов, потому что сказали, что они финансировать такой спектакль не будут. А я сказал: «И не надо, я все из старых декораций делаю». И не из-за денег, я достал бы деньги, я нарочно хотел именно так и сделать: коллаж из всех спектаклей, как бы подарив это Булгакову.

…Это была быстрая работа. И со стороны актеров это тоже была полная отдача, с удовольствием все работали. Правда, кое-кто не верил. Я хотел, чтоб Филатов играл Мастера, а он как-то выжидал, потому что он считал, что это все равно не пойдет. Была какая-то внутренняя оппозиция у некоторых актеров, что это блажь и что это никто не разрешит. И некоторые актеры выжидали: принять участие или подождать, посмотреть. Потом мне сказали, я как-то не понял, что Владимир очень хотел играть Воланда, оказывается. А я не знал, я ему дал Бездомного играть, потому что мне казалось, что просто родился он для этой роли и может прекрасно вытащить весь юмор и иронию к этому образу. Он, наверное, из деликатности не просил, что, мол, я хочу сыграть Воланда…»

Из беседы с актером Лебедевым Михаилом Серафимовичем в марте 2001 года, опубликованной в книге «Владимир Высоцкий в воспоминаниях современников», серия «Владимир Высоцкий. Белорусские страницы», книга 12.

"…И в 1977 году я выпускал премьеру – это был спектакль «Мастер и Маргарита». И Володя был назначен на одну роль. То есть, мы были назначены с ним на одну роль – поэта Ивана Бездомного. А Володя не репетировал, не приходил. Он был несколько обижен. Ему очень хотелось сыграть Воланда. Я репетировал сначала с Вилькиным, потом показали Любимову. И Юрию Петровичу это понравилось. Потому что он сам не знал, как и с чего начать, с чего подступиться к «Мастеру и Маргарите». Он тогда Вилькину Саше говорил: «Давай, разомни там, попробуй несколько сцен, что может получиться». Вот. И что-то стало получаться. А Любимову надо было, чтобы он загорелся, зажегся. И если он что-то увидел, он сразу зажигался, и дальше уже развивал. И мы уже довольно много сделали … Володя пришел. Один раз он вышел на сцену. Увы, он как-то относился, очень нехотя к этой работе. И было уже как бы поздно, потому что спектакль уже как бы шел, уже был на мази, уже был в работе, а он очень сильно отстал. И вот один раз он как бы вышел, немножко попробовал себя - и после этого уже не выходил.

(Вопрос: Он, наверное, в те времена уже выезжал часто, ему было некогда?)

Да, да. При мне он очень не хотел… Потом, уже после репетиции, он подошел ко мне и к Александру Александровичу Сабинину, есть у нас такой актер, который играл Берлиоза. Он говорит: «Ребята, помогите мне. Я хочу сделать несколько сцен Воланда». Как раз первая сцена: встреча Воланда с Берлиозом и с Бездомным, с этого начинается спектакль. И мы с ним репетировали, без режиссера, без всего. Просто с ним, чтобы он знал, как бы знал сценически. Тем не менее Любимов так и не выпустил его. Не знаю, почему. Сейчас Любимов, я вот слышал, он кому-то в интервью говорил, вроде как бы сожалеет, что не дал сыграть Воланда Высоцкому.

(Вопрос: Высоцкий Любимову показывал, как хотел сыграть?)

Да. Он один раз показывал. Тем более спектакль был уже в той стадии, когда Любимов уже как бы утверждался в актере. И ему, даже если ты и будешь играть немного лучше, он как бы уже в актере – и все. Его трудно было как-то переубедить. Он вот видел уже все. На мой взгляд, Высоцкий обладал большим даром, и был бы гениальным Воландом.

(Вопрос: Это был один из лучших спектаклей)

Да, да! И какой! Наверное, это даже более шумный. Ну, «Гамлет» - пьеса известная, широко идущая, везде разрешаемая и прочее. А тут материал, который в советские времена был неизвестный. И Булгаков был под таким запретом, такое табу на нем было. И вдруг спектакль! Это было что-то невероятное. И до сих пор пользуется зрительским спросом. Даже на фоне, в период 94-96 годы был полный провал в театре, зритель вообще не шел. И материально людям тяжело было, накладно в театр ходить. И тем не менее, «Мастер» шел неизменно с успехом, хотя публика уже появилась другая, публика с мобильными телефонами, которые ходили смотреть ради престижа… Так что Володя, конечно, очень хотел сыграть. Ну потом, когда он увидел, что Любимов как бы так: ну да, ну ладно… Было ясно по настроению, что не хочет. И Высоцкий перегорел. Поначалу же просто был обижен, что Любимов ему эту роль не дал. Ведь Любимов знал, что он очень хотел сыграть Воланда.

(Вопрос: А когда, примерно, он мог репетировать?)

Это было буквально перед премьерой. Потому что репетировали мы только вот наши сцены: встреча Берлиоза и Ивана Бездомного на Патриарших прудах. Вот только эти сцены мы делали. Потому что там как бы основные сцены его.

(Вопрос: А там какие-то находки были?)

Находки были чисто внутреннего, так сказать, состояния, внутреннего ощущения! Там было, наполнение совершенно другое. Извините, конечно, за Веню Смехова. Вот. Все было гораздо глубже: по нерву, по мысли – иначе совершенно. Энергетический заряд был совершенно по-другому. Венечка – он несколько внешне такой. Он играл как бы немножко по своей фактуре, немножко на поверхности. Володя шел изнутри, изнутри шло. У него глаз совершенно другой, даже в репетиции. И как Любимов мог не заметить?! И то, что он не дал сыграть, для Володи это была травма. Но спектакль – он уже шел на выпуск, и поэтому Любимов уже все… Это уже как бы карета катилась, уже шло к премьере…».

7 апреля 1977 года состоялась премьера спектакля «Мастер и Маргарита». Даже центральная газета «Правда» от 29 мая откликнулась рецензией Н.Потапова «Сеанс черной магии». Мы не будем целиком цитировать рецензию – желающие могут прочитать на сайте Театра на Таганке. Нам важен фрагмент для понимания роли, в которой мог оказаться Высоцкий.

«Все возвращается на круги своя. Приходящему в жизнь Мастеру суждено — постановщик подает эту мысль курсивом — повторить путь искателя истины Иешуа.

Булгакову близок и дорог Мастер, но его отношение к нему отнюдь не однозначно. Есть в романе элегия прощания с дряхлым мифом о «чистом» искусстве и его жрецах. Тот, кто сотворил «трижды романтического» Мастера, изведал и сам превратности литературной судьбы, но он был, конечно же, мудрее и духовно сильнее своего героя. Он знал терпкий вкус жизни и не бежал от нее, не чурался прикоснуться пером художника к той прозе быта, к тем явлениям реальности, которые были «неинтересны» Мастеру. «Он не заслужил света, он заслужил покой»,- так решается в романе участь художника, признававшего ответственность лишь перед самим собой, перед своим талантом. Внутренне опустошенного, сломленного.

Процитированные выше слова, прозвучат и в спектакле. Но театр ставит акцепт на другом. Оставив фигуру Мастера, а тем самым и тему философии творчества несколько в тени, он возвеличивает наследие безвестного художника — Рукопись. Плод одинокого затворничества. Произведение, свободное от треволнений и преходящих забот времени, от живых запросов общества, к которому принадлежит автор. Сцена чудесного возрождения романа о Понтии Пилате из пепла решена как апофеоз, где актерская пластика В. Смехова-Воланда и патетическая музыка безукоризненно служат целям постановщика. Воландовской формуле- «рукописи не горят» — театр придает особую многозначительность, широкий адрес.

Из спектакля, кстати, нелегко понять, почему «окровавленный»- Мастер, прежде чем обрести дарованный ему Князем тьмы «покой», наречет Ивана Бездомного, с которым не раз беседовал — по ночам, своим «учеником». Какая же мудрость открылась «новому» Ивану, сменившему потертую гимнастерку на больничный халат? Отчего этот юноша, еще недавно демонстрировавший бурный бойцовским темперамент, не только навсегда откажется от писания стихов, но и прочно замкнет свои уста, примет обет — «молчать с большой буквы» (фразы этой нет у Булгакова). Театр склонен тут поставить скорее многоточие, чем точку».

Владимир Высоцкий, сам не раз побывав в "психических" больницах, вряд ли хотел это играть на сцене… Образ Воланда и его знаменитое «рукописи не горят», видимо, более соответствовали внутреннему состоянию человеку-Высоцкому, чем разговоры Ивана Бездомного о каком-то мифическом для поэта покое!..

 

Александр Линкевич