Интерактивный

Музей

В.С.Высоцкого

+380 (63) 625-21-98

+380 (66) 835-97-17

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

"ВЕРТИКАЛЬ". КИНОПРОБЫ

Вот как об этом вспоминали режиссеры через год после съемок: «Уже выбирая натуру, мы поняли, с какими трудностями столкнемся, и поэтому кинопробы проходили под знаком спортивно подготовленных актеров. Мы начинали с непривычных для них вопросов: «Здоровое ли у вас сердце? Занимаетесь ли вы спортом?» и т.д. Мы старались объяснить им, что по земле нам придется двигаться довольно мало, а больше по камням, ледникам, снегу. И прыгать придется не через лужи на асфальте, а через ледовые трещины, глубину которых, порой трудно измерить. И что те облака, которые мы привыкли видеть над головой, будут у нас под ногами. И дышать мы будем другим воздухом, чистым, свежим, чудесным горным воздухом». (Кинонеделя Минска №28 от12.07.67)  И, если с другими актерами вопросов не возникало, то на роль радиста самым последним утверждался Владимир Высоцкий. Вспоминает Говорухин:

«Приезжает Высоцкий. Я иду по студии, смотрю, навстречу вроде пацан знакомый, кажется, пару раз выпивали в каких-то компаниях, знаю, что актер.

- Здорово.

- Привет.

- А ты чего приехал? – спрашиваю. – К кому?

Он как-то странно на меня посмотрел. И вдруг меня пронзает мысль, что это Высоцкий. Как барда я его знал только по песням, и он мне представлялся большим сильным человеком со сложной биографией, прошедшим войну. По песням можно было предположить, что он уже успел и отсидеть где-то. И вдруг – такой пацан, симпатичный, спортивный. Я просто селезенкой почувствовал, что это и есть Высоцкий. Стало так неудобно, я как-то деланно рассмеялся.

Говорю:

- Ну, пойдем купаться.

Выкупались в море, позагорали, и, мне думается, он так и не понял, что я его тогда просто не узнал. Не узнал, что это Высоцкий».

Кинопробы Высоцкого проводил второй оператор картины Валерий Козелов. (К сожалению, при публикации книги «Владимир Высоцкий в воспоминаниях современников» в серии «Владимир Высоцкий. Белорусские страницы», выпуск 12, при расшифровке интервью допущена ошибка в написании фамилии Козелова. Автор книги приносит свои извинения родным и близким Валерия Анатольевича Козелова, извините и Вы, читатели.) Вот, что вспомнил Козелов: «Это все было на моих глазах. На «Вертикаль» его (Высоцкого) привезли – я делал кинопробу. На эту роль нужен был бард, во-первых. И чего-то Осипова не было на студии. Привезли Высоцкого. Говорухин мне говорит: «Быстро сними как-нибудь. Мне надо его показать худсовету». Никто ж не видел, как он выглядит. Я взял «Конвас», быстро выскочил на угол операторского цеха – там труба торчит в катакомбы. Он так оперся о трубу, и я его снял. Вот такой план. Без бороды, без грима, и без звука. Он что-то рассказывал. Из-за шума камеры я не мог понять, что. Я даже с рук снимал, без штатива. Быстро проявили. Показали худсовету. Они утвердили. Пробы уже прошли, и его привезли последнего. Остальные были уже утверждены».

Борис Дуров тоже помнит приезд Высоцкого и тот непростой разговор:

«И вот Высоцкий в Одессе. Сидим на лавочке во внутреннем дворике. В руках у Володи гитара. Одну за другой он поет свои песни. Рельефно выступают вены на шее, совершенно очевидно, что он отдается каждой песне до конца. Мы переглядываемся с Говорухиным, понимая, в этот момент, друг друга без слов: «Он! Он! Только он будет писать песни для нашего фильма!» Это так радостно, но впереди неприятный разговор, который сейчас кажется просто бестактным. Но снимать нам в горах, где каждый неверный шаг может быть последним. Я все рассказываю. Володя мрачнеет, потом говорит: «Это правда. Но на вашей картине этого не будет, даю слово. Она мне очень нужна. Это будет первый фильм, где зритель впервые увидит и услышит меня».

В другом интервью Дуров уточнил, что Высоцкого вызвали из Сухуми, где гастролировал Театр на Таганке. И Высоцкий впервые ознакомился со сценарием уже в Одессе. Восторга у него, как и у всех знакомившихся со сценарием, это не вызвало. Об этом же Высоцкий подтвердит в письме к жене, Людмиле Абрамовой: «Фильм про альпинистов, плохой сценарий, но можно (написать) много песен…». Из этого же письма можно узнать и детали первого приезда Высоцкого в Одессу. «Автобус тронулся (из Сухуми), я начал выяснять, сколько ехать до аэропорта: один сказал 45, другой 55, а третий – час. Заволновался, но приехал во время, обпился водой, а потом через час ступил на одесскую землю. Вздохнул спокойно: ни тебе грузин, ни абхазцев, никого, даже машины с киностудии. Я, как человек необидчивый и богатый, сел в такси, приехал на киностудию. Там обо мне и знать не знают, кто, говорят, такой? Откуда? Зачем? Потом разобрались, извинились, сделали фото, послушали песни, заказали песни, рассказали про сценарий и повезли в гостиницу. Номеров нет. В ресторане говорят: русских не кормим. Лег спать голодным в номере у режиссеров. Режиссеры молодые, из ВГИКа, неопытные режиссеры, но приятные ребята, фамилии режиссеров: Дуров и Говорухин». Из исследований высоцковеда Игоря Рогового (Опубликовано в сборнике «Мир Высоцкого» кн.1), дата приезда определена – это 18 июля 1966 года. А вот как этот день помнит  актер Геннадий Воропаев:

«Я был на гастролях в Москве с театром, меня вызвали телеграммой на съемки. А пригласил на картину Говорухин. Он мне по телефону сказал: «Приедь, поедешь в Аркадию, там будешь жить с Высоцким в одном номере». Я слышал о Высоцком, знал, что играет артист Высоцкий, который поет песни, но лично не был знаком. Подъехал я к гостинице. У меня 10 рублей, их негде было разбить, а у водителя нет сдачи. «Сколько  будет?» – молодой человек к машине, а машина освободилась. Я говорю: «Разменяйте нам, никак не разойтись». Он говорит, что берет на себя, садиться и уезжает. Я вхожу в номер, расположился… Через какое-то время входит молодой человек, который уехал на моей машине. Знакомится. Володя говорит: «Я знал вас по кино…». Т.е. такой красивый жест был с его стороны. Вот такая дружеская шутливая форма осталась в атмосфере всей картины. Потом позже мы с ним летали со съемок вместе, т. к. остальные были на картине постоянно, а у нас с Володей театр».

Небольшой комментарий к воспоминаниям. Воропаев и Высоцкий должны были жить в одном номере, поэтому и вещи были оставлены. Но в письме к Абрамовой Высоцкий утверждал, что остался ночевать «в номере у режиссеров». И, скорее всего так и произошло. Знакомство. Песни в «Куряже» (общежитие Одесской киностудии). До гостиницы ли? В этот день будет еще одно знаменательное событие в судьбе Высоцкого – знакомство с режиссером Юнгвальд Хилькевичем. Вот как об этом в интервью высоцковеду Льву Черняку рассказал Эмиль Георгиевич:

«Збандут сделал этакий налет на Москву: походил по ВГИКу, по Высшим (режиссерским) курсам, узнал, о ком больше всего говорили в определенных кинокругах. Кроме меня пригласили Колю Рашеева, который не сработался и уехал, сняв потом «Бумбараша», Говорухина с Дуровым, Сему Гаспарова с Арменфильма. Я работал над своей первой картиной «Формула радуги», а Володя параллельно работал над «Вертикалью». Слава хотел, чтобы ему тексты (в картину) писал Визбор, а может Окуджава. Высоцкого я практически не знал, слышал только песню: «Зачем ты ходишь с этой Нинкою, она живет со всей Ордынкою» на мотив твиста, который пел Муслим Магомаев. Это была пародия на знаменитый твист, Володя сам об этом говорил. Он написал смешные слова, я слышал, мне нравилось. Но я не очень люблю блатные песни. Боголюбов Саша, мы с ним дружили, жили вместе в Куряже, ездил искать барда. Я жил на первом этаже, а на втором этаже, где жил Говорухин, в большой комнате шло прослушивание песен, которые пел Володя, еще не для фильма, а просто, что он умеет делать. Услышал его исполнение, этот голос – и это настолько меня потрясло, что я поднялся на второй этаж. Володя очень нервничал, ему очень хотелось понравиться. Когда он спел песню «Течет речечка…», меня настолько потрясло! Потом мы уже говорили с Мариной (Влади), она в него влюбилась, когда он пел эту же песню. Я заговорил с ним, мы познакомились. Потом часов пять мы ходили по берегу, разговаривали. Это в тот же день вечером. Он мне какие-то свои стихи читал. И я в него просто влюбился. Вот так началось знакомство».

В интервью Хилькевич ошибся, т.к. Боголюбов работал на картине «Короткие встречи». А Высоцкого пригласил на «Вертикаль» Борис Дуров. Впрочем, они оба могли присутствовать в той дружеской посиделке.

Кинопробы для актеров – это вещь волнительная, не всегда приятная: возьмут, не возьмут. Часто бывает, что и актерский талант в этом случае не помогает. Ведь решение принимает худсовет…  Евгения Рудых вспоминала: «Один очень симпатичный паренек молодой, который пел такой студенческий фольклор: «Заболели мы горами, что-то бороды у глаз, и когда вернемся к маме, даже мамы не узнают нас», пробовался на роль радиста. В общем, симпатично было и поэтому меня очень удивило, когда Говорухин стал настаивать на Высоцком, который отнюдь не блистал в пробах. Т. е. мне лично он не показался, вот в этой пробе, где он какую-то песенку сыграл свою. И я стала спрашивать: «Слава, почему, почему ты именно настаиваешь на этом?» «Ты понимаешь, у него такие песни!» И Говорухин дал послушать его песни. И, когда я услышала, они сразу настолько покорили меня, что уж и речи не могло идти ни о ком другом. Говорухин говорил, что песни Высоцкого будут стоять в фильме... Пробы все прошли хорошо».

А у главного редактора насчет проб свое мнение, вспоминает Стриженюк: «По сути дела, пробы Высоцкого формально делали. Он был уже запрограммирован… Он в пробах пел песни, разные самые». В том, что сомнения были у Говорухина насчет Высоцкого, помнит и Осипов: «Говорухин хотел местного актера и очень тянул парнишку. Тот писал песни. Ну, конечно, не на таком уровне. Никакого отношения к Высоцкому Говорухин не имел. Он знал его песенки. Но он в него влюбился только, когда раскусил, что это за фигура». Владимир Высоцкий тоже поначалу явно хотел работать в другой картине. Из письма к Абрамовой: «А на следующей день (это еще пока в Одессе) дали мне почитать еще один сценарий, режиссер женщина, Кира Муратова, хороший режиссер, хороший сценарий, хорошая роль, главная, и опять в бороде (фотография оттуда), сделали кинопробу, дали за нее денег. Посмотрели: хорошо я сыграл, хорошо выглядел, хорошо говорили (ударение следует делать на слове хорошо). Но это вряд ли выйдет пока по срокам, а жаль. Можно было отказаться от альпиниста, но жалко песен и места съемок…».

К большой радости для всех Высоцкий смог поработать на обеих картинах. А пока в гримерке перед фотопробами происходит знакомство с художником-гримером «Вертикали» Григорием Волошиным. Вот, что вспомнил Волошин об этих двух днях работы: «На эту роль радиста пробовалось много людей. Приезжает Высоцкий. Сначала снимали просто без грима, а потом уже пробовали разные варианты: с усами, с бородой… Грим делали обязательно на фотопробу, и потом на кинопробу, в смысле один и тот же пробовали. И на «Короткие встречи» Муратова попросила меня сделать свой вариант грима. Утвердили мой. А дальше они с другим гримером работали».

Здесь же в кресле гримера Высоцкий встречает своего старого знакомого Владимира Мальцева. Все киношники за буйную шевелюру иначе, чем Пушкин, его не зовут до сих пор. Этот «псевдоним» так пристал к Владимиру Павловичу, что когда ему приходится звонить по работе на другую студию, то представляется он приблизительно таким образом: «Мне не прилично немножко говорить – это Пушкин звонит»... Кстати, по воспоминаниям Осипова, и Высоцкого на съемках тоже звали «Рыжий Пушкин». А что касается двух Владимиров, Высоцкого и Мальцева, дружба между ними сохранится на всю жизнь. И, когда в 1980 году Высоцкий умрет, своего сына Мальцев в память о друге назовет Володей…

Кинопробы закончены, пора в горы. Из письма Высоцкого Абрамовой: «Сели мы в самолет. Прилетели в Краснодар, а оттуда в Минводы на такси, а еще оттуда – в горы, на Кавказ, в ущелье Баксан, под Эльбрус. Я пропустил ночь мытарств в аэропорту, в Краснодаре, пропустил мат в сторону злой и гнусной дирекции нашей, пропустил свою работу в качестве администратора, как я доставал места в аэропортовской гостинице, а потом такси до Минвод – это 500 километров. Бог с ним, со всеми».

Михаил Заяц так вспоминал эту поездку: «Я ехал вместе с Высоцким и Говорухиным. Нас отправили в Краснодар – не могли достать билеты до МинВод. И оттуда – Говорухин взял такси в Краснодаре и повез нас в «Иткол», назло директору съемочной группы. В это время шла трансляция чемпионата мира по футболу, когда Высоцкий ехал первый раз. Это было почти сразу после проб. Дирекция съемочную группу старалась выпихнуть как можно скорей. «Что тут топтаться? Мы уже пишем метраж». Пишем метраж! Режиссер выехал, – уже можно метраж включать. Готовы, не готовы?! Одни докладывали, что готовы, а другие, когда приходили, – так «кот не валялся». Таким образом, мы две или три недели ничего не делали. Говорухин претендовал, чтобы снимать, где ему выгодно, чтоб почти все объекты были готовы. И вот мы выехали, а там – раскардаш был полный!».

 

Глава из книги А.Линкевича "Вертикаль", или Что не расскажет кинопленка". Издательство "Оптимум", Одесса, 2011г.