Интерактивный

Музей

В.С.Высоцкого

+380 (63) 625-21-98

+380 (66) 835-97-17

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

"ВЕРТИКАЛЬ". ПЕСНИ

     А теперь самый важный и до конца неясный момент о том, как рождались песни к картине.  Опираться можно на рассказы Высоцкого из концертных выступлений, на копии автографов, опубликованных из собрания Евдокимова (Серия «Источник» г. Киев) и теперь хранящихся в ГКЦМ в Москве. Есть и воспоминания самих участников съемок.

     Еще не приехала киногруппа в горы, а песни Высоцкого уже звучат на весь альплагерь. Из письма Высоцкого к Абрамовой: «Сижу я, пишу, а отовсюду музыка, внизу в холле местные массовики наяривают на аккордеоне и рояле какую-то жуть, кажется, арабское танго, а из соседнего номера подвыпившие туристы поют какие-то свои песни, Окуджаву и Высоцкого, который здесь очень в моде, его даже крутят по радио. Это меня пугает, потому что, если докатилось до глухомани, значит, дело пошло на спад».

     Как это часто случалось в биографии Высоцкого, при знакомстве с ним многие с недоверием косились на него, если он пытался сказать о том, что он сам автор своих песен. В этом плане показательны воспоминания Елисеева:

     «В начале июля (Ошибка вспоминавшего. Скорее всего, между 21-28 июля - авт.) состоялось организационное собрание киногруппы, вел ее директор Одесской киностудии Геннадий Пантелеевич Збандут. Случайно, а может и нет, на этом собрании я оказался рядом с Володей. Почти ничего о нем я в то время не знал – как практически и остальное наше население. И вдруг во время этого собрания радист гостиницы «Иткол» врубил катушку с ранними песнями Высоцкого, как это вскоре выяснилось. Между нами произошла такая беседа.

- Ну, надо же! И здесь мои песни! – сказал Володя.

- Как так?

- Это мои песни. Я их написал.

- Во-первых, это не твои, а народные. А во-вторых, кто поет?

- Я пою, – говорит он.

- Нет, это не ты. Это Рыбников поет.

- Ничего подобного! Это не Рыбников, это я  пою. И песни это мои.

- А ты что, сидел, что ли? – спрашиваю.

- Нет.

- Ты знаешь, я очень хорошо знаю блатную жизнь, потому что мне в детстве и в юности приходилось много с ними встречаться. И песни эти блатные, и написать их мог только тот, кто очень хорошо знает лагерную и тюремную жизнь.

- Ну а я не сидел.

Поверил я ему, но не до конца. Ну а когда немного позже я увидел, как он написал свои первые альпинистские песни, тут тогда всякие сомнения у меня отпали. Я понял, что Володя в любой области, деле, теме сможет выявить самое главное».

Воспоминания о восприятии песен Высоцкого, подобные воспоминаниям Елисеева, очень многочисленны. И надо сказать, что только после картины «Вертикаль» люди стали ассоциировать песни Высоцкого с его лицом. Но удивительно еще и другое. Беседуя, в наше время, с людьми, знавшими и работавшими с Высоцким, пришлось столкнуться с ситуацией, когда человек до сих пор с возмущением доказывал, что ранние песни Высоцкого писались не им! Настолько в песнях Высоцкий перевоплощался, поэтому и возникали такие недоразумения.

Что же касается первых выступлений на съемках «Вертикали», то опять обратимся к письму Высоцкого к жене: «Здесь много москвичей и ленинградцев, здесь даже Арий Михайлович. Живет в номере с тремя мужчинами. Красив и загадочен, у него куча твоих портретов, я только повздыхал, но он мне ничего не предложил. Вчера (т.е. 28 июля - авт.), правда, после настоятельных просьб его, я устроил у него вечер самодеятельной песни. Были какие-то студенты, еще кто-то и даже один жюль-верновский персонаж с бородкой капитана Немо. Арий был в восторге, он, по-моему, обалдел, просил повторить. Особенно понравилось про космических негодяев».

Об одном из первых концертов Высоцкого в горах вспоминал и Сысоев: «А перед этим, еще когда мы занимались на скалах, мы организовали вечер песен Высоцкого в столовой альплагеря «Баксан», поскольку по ущелью уже пошли слухи, что снимается кино… Освободили зал, расставили стулья. Столько пришло народу! Из других ущелий приходили – всех не вместил зал. Альпинистских песен еще у Высоцкого не было, и он пел свои песни об авиации, о танкистах, артиллеристах… военные и гражданские, и по заказу пел. Долго мы сидели, до тех пор, пока не пришло известие о спасработах на Ирикчатах. Только тогда прекратился концерт – часов в 10 или 11 вечера. А начали еще засветло, после окончания ужина в помещении столовой. Высоцкий пел почти без отдыха, иногда только делал небольшие паузы, чтобы отдохнули пальцы».

Выступая на концерте в Москве в 1968 году на заводе им. Орджоникидзе Высоцкий вспоминая картину, рассказал зрителям: «Я был на одном концерте, когда меня пригласили альпинисты к себе с песнями. Я приехал к ним, они очень давно хотели меня видеть, но кто-то в это время сказал, что потерпела аварию какая-то группа, и все как один, их сдуло ветром, они все ушли ночью, в непогоду, ушли на этот маршрут спасать людей».

 

Глава из книги А.Линкевича "Вертикаль", или Что не расскажет кинопленка". Издательство "Оптимум", Одесса, 2011г.