Интерактивный

Музей

В.С.Высоцкого

+380 (63) 625-21-98

+380 (66) 835-97-17

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

"ВЕРТИКАЛЬ". СКАЛОЛАЗКА

 Как мы помним, в письме от 29 июля Высоцкий уже приводит заготовку к песне «Скалолазка». Автографа самого раннего с этой песней мы не имеем, поэтому делать окончательный вывод: написана эта песня первой в горах, или, как пишет Высоцкий к Абрамовой, до 29-го есть только заготовка сказать не можем. Остается  загадкой и кому она посвящена. Из воспоминаний Сысоева герой песни – это Мария Готовцева. Претендует на посвящение и актриса Маргарита Кошелева. Об этом вспоминал как Елисеев, так и актер Лев Перфилов, работающий в одном театре с Кошелевой. А в публикации из газеты «Секретные материалы 20 век» №2, 2000 год роль музы для этой песни уже – Светлана Лепко. Высоцкий в какой-то момент мог посвятить эту песню, и об этом объявить и еще кому-то из альпинисток. Ведь если нет посвящения в автографе, то спорить, кому в действительности посвящена песня можно до бесконечности. Ясно только, что это не героиня фильма Лариса Лужина – ведь на первом публичном выступление, где звучат «горные» песни, дошедшем до нас в записи, Высоцкий объявляет зрителям: «Шуточная альпинистская песня, посвящена она альпинистке одной. Песня называется «Скалолазка». (Москва, 1-й Медицинский институт, гигиеническое отделение, 18 октября, 1966). Да, и сама Лариса Лужина неоднократно высказывается о посвящении ей только песни «Она была в Париже». Эпизод с уже написанной песней был снят до 24-го августа – это следует из последнего письма к Абрамовой.

А вот какой комментарий сопровождал «Скалолазку» на концертах от самого Высоцкого:

«И, наконец, шуточная песня из этого фильма. Это… там такая ситуация. Это не наконец, совсем, а на конец альпинистских песен. Значит, там такая ситуация, что там есть врач, которая, вот как вы, девушка, считает, что в горы незачем ходить, что там страшно и зачем? Вот. А потом, когда она побыла там немного, и очень… она залезла на какую-то неимоверную высоту, и чуть не упала оттуда. Я очень переживаю по этому поводу по картине, а вечером, в соответствующей ситуации, пою ей такую песню, которая называется «Скалолазка». (Фонограмма концерта, Москва, МЭЛЗ, 5.11.66)

«Песня из этого же фильма, вот ее как раз и просят, «Скалолазка». О дивизии «Эдельвейс» и так далее. Все верно. Я это и собирался делать. Значит, в этом фильме есть еще такой врач, ее играет Лариса Лужина. Она… Тоже у нее такое настроение, что, в общем, куда-то идти, чего-то покорять, никакого смысла в этом нет. Но она побывала в горах немного, освоилась, и тоже стала лазить на такие всякие высоты и оттуда не могла слезть, спускала камни на меня, мы с ней вместе в лагере остались. Вот. Ну, у меня с ней взаимоотношения, я пристаю к ней по фильму. Вот. Я во многих фильмах пристаю к девушкам. И хотя у нас с ней очень хорошие отношения в жизни, я ничего подобного себе не позволяю, но в фильме это было даже приятно. А вот когда она спустилась с этих самых каких-то скал, спустилась вниз, я там ходил вокруг нее долго, а потом ей пою такую песню. Меня тут недавно порадовали, сказали, что эта песня не войдет в картину, потому что и так много песен. Вот. А поэтому тем более я вам ее спою. Песня называется «Скалолазка». (Фонограмма концерта, Истра, весна, 1967 год)

«Еще одна песня, которая в этот фильм не вошла. Там такая ситуация, когда мы остаемся вдвоем в базовом лагере, я пристаю к актрисе Лужиной, ну то есть не к самой актрисе, а к персонажу, которого она играет. Потому что я обычно к актрисам не пристаю. Но было такое задание режиссерское, потому что мы остаемся вдвоем в палатке, обстановка располагает, все ушли наверх, а мы – вдвоем… тут горы. Я долго отказывался, потом все-таки согласился. И эт… И это было очень приятно. Вот. А дело в том, что все мои домогательства, они цели не достигли своей конечной, и я попроси… сказал тогда: «Тогда я спою тебе песню». Вот. Она говорит: «Ну, спой». Я пою песню. И все равно ничего не получилось. Но дело в том, что этого эпизода нет, вместо него мы просто ходим без слов по камушку. И я там руки на плечи… так вот. Вот. А сам эпизод, он был снят очень плохо и поэтому его из картины вырезали. (Фонограмма концерта, так называемые «Физики», «темная» запись, 1968 год)

       

Насчет последних слов Высоцкого можно не согласиться. Вот как об эпизоде съемки, где должна была прозвучать «Скалолазка», вспоминает Лужина:

«Есть в картине большой камень. Я сижу на нем, а Володя ходит вокруг меня с гитарой поет «Скалолазку». Рядом ходит и поет. Как раз то место, где водопад. Еще смеялись: «Как можно что услышать, если водопад?» Не могли даже проконсультировать. Ну, это просто для красоты, чтоб водопад был. И как раз Алик Осипов такой кадр снял шикарный! И вот ее вырезали. Худсовет, который смотрел материал, сказали: «У Вас одни песни Высоцкого, больше ничего нет. И давайте вырезайте что-то». Пришлось отказаться, чтоб сохранить все остальные. Потому что все песни, они были связаны с картиной, были в сюжете. А она, «Скалолазка», была просто. Когда все ушли на восхождение, а мы остались в палатке, в лагере сидим. И делать там нам, в общем, нечего. И я там, на скале, а он вокруг меня ходит как Ромео и Джульетта, исполняет эту «Скалолазку». Специально им была и написана, для героини».

Оператор Осипов тоже помнит съемку этого эпизода:

«Туман там, где Высоцкий пристает к Лужиной на этом камне, с любовью... Вот это обрезали. Там же целиком вся песня, мотив идет песня. Ее обрезали, потому что был очень длинный дубль, метров 60 или 70. Я снял, специально взял камеру, такая была «родина», там на 120 метровой кассете. «Трепитесь, бегите вон на тот камень. Лариса, ты изображай, как к тебе пристают. А ты Володя к ней приставай. И делайте вид влюбленных». Я думаю, Говорухин это специально обрезал, потому что актерски там уже напряжения не было, они дурака начали валять. А кадр был как раз чуть позже. Тот кадр вошел бы во все истории мировые – это точно! Потому что в этот момент, я ждал, облака шли снизу. И я включил камеру. Не дай бог, думаю, еще кассета кончится, эти облака не дойдут. Я вижу уже актеры начали дурака валять. Ну, сколько они могут ходить? Ну, 20 метров, ну, 30 метров. А пленка же катит. И в это время, когда ветерок дунул, это все облако снизу их закрывает – и они исчезают. Потом это марево какую-то секунду. Ветер снова дует – и пик Щуровского оттуда вылезает. И они такие обалдевшие. Это – образ. Не кадр был, а просто сказка! Я говорю режиссеру: «Не обрезай такое красивое». «Да они ничего не делают». Зато красиво!»

Фрагмент этой съемки в картину вошел, но эпизод из-за сокращения получился непонятным.

 

 Глава из книги А.Линкевича "Вертикаль", или Что не расскажет кинопленка". Издательство "Оптимум", Одесса, 2011г.