+380 (63) 625-21-98
+380 (66) 835-97-17
Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com
+380 (63) 171-18-44
Viber, WhatsApp, Telegram
Альберт Осипов:
Первая декорация в павильоне – это квартира. Мне не понравились страшно эти съемки. Они какие-то сухие. Я еще не вжился в эту атмосферу, там актеры… Вот этот павильон именно начальный. Я, почему вспоминаю, потому что они вели себя ни как истинные альпинисты. Они брали крючки не той стороной, подавали друг другу. «Ребята, профессионалы должны знать, как нож падает». Так же и крючки. Они еще не вжились в этот мир, как и я. Боюсь что это до гор снято. Дважды мы ее приезжали, снимали. Может, мы разбили пополам. В октябре, пол октября я был на Балтике. Я уезжал с картиной, меня тоже не было. Там доснял второй оператор, Снежков. Он умер давно. Он вторым оператором числился. Хороший оператор-постановщик. Он много фильмов в Одессе снял».
Лариса Лужина считает, что съемка проходила в какой-то комнате, а не в павильоне.
Владимир Мальцев:
«Доснимали много эпизодов разных. Мы ездили в Симферополь, Ялту и на Ай-Петри. Знаю, что летали, уже потом, когда мы вернулись в Одессу. Говорухин летал, Цивилько. А вот летал ли Высоцкий, я не знаю. Уже тогда холодно было совсем. И много эпизодов осталось, не вошло. Во-первых, войны. Война кое-чего Говорухин убрал, иностранцев убрал очень много. Ну, там были эпизоды, такие, второстепенные. А Высоцкий конкретно играл роль радиста. И то он ему нужен, в основном, как исполнитель песен, и все. Вот для этого».
Воропаев:
«Погода не всегда способствует, мы снимали последний день в Крыму на Ай-Петри 31 декабря. Это последний съемочный день 31 декабря. В Крыму это уже просто, отдельные кадры, которые надо было дополнить, для стыковки необходимы были крупные планы, допустим, там луны. А где вершину в декабре снять, на Кавказе погоды нет. В Крыму на Ай-Петри, потому что кругом обзор, небо чистое. Это между Ялтой и Мисхор».
О съемках в конце декабря есть воспоминания и Вадима Авлошенко.
Стриженюк:
«Финал снимался в Крыму в теплое время года – уже красили горы в снег. Перед тем, как они приезжают из экспедиции домой, в картине, еще что-то там происходит. Эти горы черные – они тогда красили».
Оператор Осипов считает, что: «В Крыму «Вертикаль» не снимали. Говорухин пытался снять, пытался он чего-нибудь доснять. И ничего не вышло. Там снегопад сильный пошел. Они там помучились, плюнули. Меня не было. Я сказал: «У меня картина висит на ушах. Я из-за вас с вашей дипломной и так застрял». Но уже потом Збандут вновь меня нашел. Почему? Начал гореть «военный эпизод». Решили снять».
Мальцев:
«Мы палатку снимали – это когда замороженного человека нашли. Палатка японская, шикарная – порезал Осипов ее. Камера вошла, свет там. Жалко всем было, она очень дорогая была тогда, бешеные деньги стояла. Я помню все засыпали белым, нам какая разница».
Как выразился Говорухину Козелов, снявшийся в роли замороженного: «Я снялся у тебя два раза – первый и последний».
Мальцев:
«Мы делали даже, когда они приходят к старому другу, что Закариадзе играл. Тоже павильон. У них у всех первый этаж – это хлев, там все животные, а на втором они живут».
Осипов:
«Там есть павильонные съемки. Так лихо снял, что я сам сейчас смотрю и не могу вспомнить: где павильон, где что. Что-то Мишка (Заяц) строил. Весь двор, я точно помню, мы снимали на натуре. Путь ко двору, встреча и проход через нижний этаж – это все снято в горах. А остальное здесь в 1-м павильоне. «Да, я сделаю вам эти горы, вы и не узнаете, что это не натура». А они не верили. Когда увидел Збандут: «Да брось ты. Это в горах снимали». «Да, в горах – напротив, в павильоне». Потому что так лихо снимали все эти вещи, потому что хорошо знали чего делать – там не было упущено деталей. Все горят на деталях. Нет деталей: там дымок всегда в горах. Всегда в помещении, всегда на контровом свету, там ничего не увидишь».
Юрий Горобец:
«Впервые я познакомился с Высоцким на картине «Вертикаль». Только я на «Вертикали» не был в горах, а здесь достройку в первом павильоне, на земле который стоит, я делал достройку: снег, сугробы, палатку. (Эпизод) который там не досняли. С Лужиной! Она даже написала Говорухину такую открыточку: «Славику Говорухину, очень лопоухому, от Ларисы Лужиной – никому не нужна уж». В горах, когда они снимали, может и были такие моменты. Но, если что-то не досняли, как обычно бывает: буран, пурга или актер заболел, мало ли что. И на «Вертикали» с Высоцким еще не общался. Потому что на «Вертикали» эпизодически – я не был прикреплен к картине как художник-постановщик картины. Я нужен был как подмена».
Осипов:
«Палатка» в павильоне с Лужиной снята вначале ноября или в конце октября месяца. Я снимал синхрон. Дело в том, что у меня был трансфокатор. Я говорю: «Я их двоих сниму это в одном кадре. Будет один кадр, огромный, дубль на длину всей песни». Почему надо было снять дубль как можно длиннее? Почему там трансфокатор - бесконца ее глаза. Песню то я выучил наизусть. Я знал, как по драматургии подъехать, как сделать напряжение в лице. А песня была записана на магнитофон. Я помню, все время слушал ее в гостинице».
Козелов вспоминает о финальной съемке:
«На привокзальной площади в Одессе. Просто завезли их в Раздельную. И когда поезд проходил, съемочная группа уже была с двумя камерами: Осипов и я снимали. Или на «малой» посадили, чтобы они ехали и выходили в толпе. Номер вагона мы знали в каком – и все. С толпой пассажиров они вышли. И на привокзальной площади их встречали родственники. Это в конце фильма, уже осень. Пасмурный день был, под настроение хорошо было».
Осипов:
«Отдельно сняли поезд и вокзал. В разные дни абсолютно. Потому что одеты не так. И вокзал видно, что снимает другой человек, а не тот, что снимал фильм. Высоцкого надо было могучим сделать, а тут как раз сверху с крана. Чего нельзя было с Высоцким делать ни в коем случаи. Ну, нижний ракурс, ну, проход. Люди оглядываются чего? Проходили мимо низкорослые… Голубочки взлетели. Кто догадался, вообще? Может быть, мы снимали выход поезда в ноябре, когда уже вернулись. А потом чуть ли не в марте, в начале марта, когда я вернулся с Ладожского озера. Тогда уже по-новой монтировали. Еще ж они раздетые. Я говорю: «Все раздевайтесь. И массовку. Всех раздевайте». Холодно было. Я сам мерз. «Не никаких рельс, телег». Я снимал только с рук. Теплый был март, не холодный, градуса три всегда было. Ну, так весной обычно в марте.
«Вам досъемка нужна? Кого снимать? Я тут торчать должен?» Я тут же тиканул, уехал. Потом Говорухин жаловался как всегда. Это осенью. А потом, в феврале я им дюже пригодился. «Ладно, приду. Буду дальше снимать кино».
Потом надо было доснять, где Кульбаша первый раз находит Лужина, как он дошел. Вот этот маленький кусочек без меня снимали. Я говорю: «Залезете на эту ж гору, и там снимите». Туда залезть надо было. «В этом районе поставьте палатку или еще где-нибудь». Потом довольны были. Ну, только таким способом хорошего добьешься. А других не существует. Залезли, сняли. А потом уже я сам снимал эту прощальную сцену, где она находит Гену Воропаева. Там грачи летают, или вороны эти горные летают. Я говорю: «Пока не будет этой атмосферы… В этом была какая-то ностальгия. Трагедия. Финал был. Следующий день в любую погоду, в любой период».
Последний кадр, где голуби поднимаются, снимал, по-моему, второй оператор. Меня не было в Одессе».
В картине есть эпизоды с военной хроникой, когда актер Кульбуш спускается с гор и вспоминает как он воевал в этих местах. Степан Пучинян очень долго подбирал эти кадры в Красногорском архиве. А Говорухин занимался монтажом этого эпизода. Как вспоминает оператор Осипов –проход героя снимали не в горах, а на Ладожском озере в феврале!
Глава из книги А.Линкевича "Вертикаль", или Что не расскажет кинопленка". Издательство "Оптимум", Одесса, 2011г.
+380 (63) 171-18-44
Viber, WhatsApp, Telegram
Главная
Воспоминания
Статьи
Экскурсии
Мероприятия
-
Место Втречи - Одесса