Интерактивный

Музей

В.С.Высоцкого

+380 (63) 625-21-98

+380 (66) 835-97-17

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

"ВЕРТИКАЛЬ". ПЕЧАТЬ О ФИЛЬМЕ

Е.И Кузнецова, «Владимир Высоцкий в «зеркале» критики: роли в театре и кино», стр. 58.

Фильмом, после которого актер действительно «проснулся знаменитым», стала картина «Вертикаль» (в прокате ее посмотрели 32,8 миллиона зрителей) (см. Кудрявцев С. Указ.соч. С. 421).   И опять приходится говорить об отмеченном критикой невысоком художественном уровне фильма. Сценарий и режиссура – дебют выпускников ВГИКа С. Говорухина и Б. Дурова. Причина успеха у зрителей, видимо, в том, что произошло максимальное слияние тематики фильма с настроением песен Высоцкого. Задолго до появления видеоклипов С. Говорухин создал видеоряд, прекрасно иллюстрирующий поэтику альпинистских песен Высоцкого: романтику гор, мужской дружбы. Много лет спустя один из киноведов даже высказал мнение, что фильм был поставлен «для того, чтобы Высоцкий спел свой альпинистский цикл». (Сэпман И. Кино и поэзия. СПб.: РИИИ, 1994. С. 126). «Песня о друге», «Здесь вам не равнина, здесь климат иной…» – эти песни, исполненные в фильме его героем, немедленно стали шлягерами. Картина была замечена не только зрителями, но и критикой. Об этом говорит количество отзывов, напечатанных после ее выхода на экраны.

Рецензенты в целом во мнении сошлись: фильм слабый, песни хорошие. Работу Высоцкого как актера пока еще специально не выделяли (лишь И. Рубанова в середине 70-х годов обратила внимание на его игру в этой картине), а песни перепечатывали во многих изданиях. В этом можно убедиться, заглянув, например, в статью М. Савельева в «Камчатской правде» (Петропавловск) от 30 июля 1967 года. Отметим, что песни Высоцкого и в дальнейшем не раз будут «перевешивать» фильмы, для которых они создавались, и, вымаранные режиссерами из картины, заживут самостоятельной жизнью. (Цитаты по каждому фильму даны в хронологической последовательности).

 

Иванова Т. Вопросы без ответов // Совет. кино. 1967. 17 июня (№24).

«И вот он, разговор, завязавшийся между двоими, разговор, где тема, кажется, взята, наконец, «за рога», где будет раскрыта «философия» альпинизма. Его ведут врач (арт. Л. Лужина) и радист экспедиции (арт. В.Высоцкий) (…). Есть хорошие песни В. Высоцкого, который поет сам автор. Что же до «философии» альпинизма, до серьезного разговора об этических проблемах, возникающих в обстановке повседневного риска, то он ни в малой степени не состоялся, как это ни печально».

 

«Советская культура» 17 июня 1967. «Вертикаль».

«Лучше гор могут быть только горы» - вероятно, эти слова можно было бы поставить эпиграфом ко всему фильму «Вертикаль». Заболеть горами – это, наверное, заболеть на всю жизнь. Начать снимать горы – после этого, наверное, трудно спуститься на грешную землю и делать фильм об обычных людях и обычных заботах. Создатели фильма, дебютанты с Одесской киностудии Борис Дуров и Станислав Говорухин, и впрямь «заболели горами». Горы здесь – прекрасные и враждебные, манящие и пугающие, суровые, неприступные и близкие, как на ладони, закованные в снега и окутанные легким флером облаков, таинственные, как снежная королева, и, как она, коварные и мстительные. Горы снизу и сверху, горы неподвижные и кружащиеся, горы, словно опрокидывающиеся на смельчаков или вдруг встающие, как бастион, горы, горы, горы… Но фильм ведь не только о горах, но и о людях. Фильм заявляет такие темы, как человеческое мужество, героизм, предательство и слабость, искупление вины. И здесь удача сопутствует авторам в  гораздо меньшей степени, чем во всем, что касается гор. Собственно говоря, начинается знакомый сюжет об альпинистах – восхождение, взятие вершины, потом, разумеется, природа мстит смельчакам, снежный циклон, перед которым одни оказываются сильны, другие слабы. Одним словом, люди раскрываются в минуту испытаний. Мысль, увы, не новая, уже неоднократно подтвержденная во многих и многих фильмах. Да, горы действительно полны неожиданностей. К сожалению, этого нельзя сказать о героях фильма «Вертикаль».

 

Вертикаль // Моск. кинонеделя. 1967. 18 июня (№ 25).

«Эту популярную песню («Песню о друге») поет в фильме Владимир Высоцкий, которого многие зрители хорошо знают как автора и исполнителя многих песен об альпинистах.

 

Т. Спичак. Экран в июле. «Вечерний Новосибирск». 4 июля 1967.

«С актрисой Л. Лужиной (знакомой зрителям по кинокартинам «На семи ветрах», «Тишина» и другим) мы встретились в фильме Одесской киностудии «Вертикаль», повествующем об альпинистах, людях сильной воли, одержимых романтикой восхождений на недоступные горные  вершины».

 

«Вечерний Тбилиси» 4 июля 1967. Реклама.

 

«Тюменская правда» 6 июля 1967. Реклама.

«Скоро на экраны города и области выпускается новый широкоэкранный художественный фильм «Вертикаль». В ролях: Геннадий Воропаев, Георгий Кульбуш, Лариса Лужина и др. Автор и исполнитель песен Владимир Высоцкий. Одесская киностудия».

 

«Дагестанская правда» 7 июля 1967. Июльский экран.

«Одесская киностудия подготовила фильм «Вертикаль». Это режиссерский дебют выпускников ВГИКа Станислава Говорухина и Бориса Дурова. Фильм этот о сильных и мужественных людях – альпинистах, которые находят свое счастье. В горах у человека проявляются новые неизвестные, неожиданные черты характера, души. Он  живет как бы в ином измерении – по вертикали. Здесь важно не только здоровье. Идет проверка на лучшие качества человека. В фильме заняты актеры Георгий Кульбуш, Геннадий Воропаев, Лариса Лужина и др. Актер Московского театра драмы на Таганке Владимир Высоцкий – автор и исполнитель всех песен в фильме».

 

Стратьева А. И не друг, и не враг, а так…// Веч. Тбилиси. 1967. 8 июля.

«О сущности альпинизма, той странной «болезни», которая ведет человека в горы, к искусственным препятствиям и далеко не искусственному риску, говорят альпинист (Владимир Высоцкий, автор и исполнитель хороших песен, которые мы слышим в фильме) и девушка – врач. Но даже песни убедительнее по мысли, чем те доказательства, которые приводит альпинист».

 

Е. Кирьянова. Фильмы недели. «Брянский рабочий» 9 июля 1967.

«Если вы хотите побывать в настоящих горах, почувствовать их величественную красоту, познакомиться с племенем смелых и бесстрашных альпинистов, послушать мудрые и простые песни покорителей гор – посмотрите фильм «Вертикаль», созданный на Одесской киностудии молодыми режиссерами С. Говорухиным и Б. Дуровым. О фильме трудно рассказывать, потому что невозможно описать словами неповторимую красоту Кавказских гор, увлекательные приключения четверки альпинистов, покоривших грозную вершину Ор-тау. Они не только победили ледники и скалы, не только прошли там, где не ступала нога человека – они познали цену истинной дружбы, проверили свою смелость, силу духа, способность побеждать трудности. Автор и исполнитель песен в фильме - артист Московского театра драмы и комедии на Таганке В. Высоцкий. В фильме заняты также Б. Закариадзе, г. Воропаев, Л. Лужина, М. Кошелева и другие».

 

На киностудиях страны. «Правда» 12 июля 1967. Актеры и роли.

Анонс, фото.

 

Локтев А. Вертикаль // Спутник кинозрителя. 1967. № 7.

(Помещено четверостишье «Если друг оказался вдруг…» – Е.К.)

«Ответить на вопрос, почему человек поднимается в горы, чего он там ищет, авторы пытались. Устами одного из персонажей авторы декларируют так: «Препятствия, о которых ты говоришь, расположены как бы в одной плоскости – по горизонтали. А в горах у человека появляются новые, неизвестные, неожиданные черты характера. Он живет как бы в ином измерении – по вертикали».

Этот ключевой разговор недостаточно подкреплен реальным драматическим действием, которое должно было бы действительно обогатить представление об альпинистах. Пользуясь авторской терминологией, можно сказать, что характеры героев расположены «по горизонтали» - «вертикаль» не состоялась!

Вернее, не состоялась бы, не призови авторы на помощь песню.

Песни, талантливо написанные и исполненные артистом Владимиром Высоцким, органично вошли в фильм. Лирический герой этих мудрых, мужественных песен – как бы еще один, хоть и невидимый на экране, персонаж картины.

Он размышляет о друге, испытанном в горах, и о хмельной радости покорения вершин. Есть здесь и грустный рассказ о возвращении домой, в будничную жизнь – «ведь и боги спускались на землю».

Цикл песен Высоцкого не только украшает фильм. Именно они по-настоящему отвечают на вопрос, зачем человеку вершина».

 

Кузин Ю. «Вертикаль» / Кузин Ю., сценарист Одес. к/с худож. фильмов // Львов. правда. 1967. 16 июля.

«Потом Кавказ покорил всех. Ребята преобразились. Актеры все чаще отказывались от дублеров, им понравился альпинизм – этот удивительный спорт. Но перед Ларисой Лужиной и Володей Высоцким стояла задача не просто осваивать новый вид спорта – они должны были играть. И они играли.

Большое место в фильме занимают песни. Их автор и исполнитель – актер Московского театра на Таганке В. Высоцкий».

 

Барановский В. Не взятая «вертикаль» // Знамя коммунизма. Одесса. 1967. 16 июля.

«Куда больше философичности, такта и вкуса в песнях В. Высоцкого, которыми щедро расцвечен фильм. Между прочим, не впервые, говоря о картинах, выпущенных Одесской киностудией, ловишь себя на том, что в памяти остались только песни или музыка. (…)

В бешеном, четком ритме, в ритме трезвой боксерской схватки бьется песня Высоцкого. Сцепив зубы, смертельно бледный, прямой, глядя перед собой невидящими глазами, одолевает Ломов метр за метром опасный спуск.

В одной из песен Высоцкого, звучащей в картине, есть слова: Если друг оказался вдруг (…) Просто и четко. Но вот фильм закончился, и видишь – не взята его авторами своя «вертикаль». Мужественная песня сама по себе. А ее заглушает другой, назойливый и праздный мотивчик: «… умный в гору не пойдет, умный гору обойдет».

 

«Вечерний Ленинград» 18 июля 1967. Реклама.

Эта картина о мужестве, смелости и героизме альпинистов. Автор сценария – Сергей Тарасов при участии Николая Рашеева. Режиссеры-постановщики – Станислав Говорухин и Борис Дуров. В съемках участвовали ленинградские актеры Геннадий Воропаев и Георгий Кульбуш, известная актриса кино Лариса Лужина, актер Московского театра драмы и комедии на Таганке Владимир Высоцкий – автор и исполнитель всех песен в фильме.

 

Дружинина Г. Вертикаль // Комсомолец Киргизии. Фрунзе. 1967. 19 июля.

«В кинокартине один из героев – радист Володя – по ходу действия много поет. Эту роль исполняет артист Московского театра драмы и комедии на Таганке Владимир Высоцкий. Он исполнитель главных ролей в спектаклях «10 дней, которые потрясли мир», «Антимиры», «Павшие и живые», «Жизнь Галилея».

Дарование Высоцкого многогранно. Во многих фильмах и спектаклях он исполняет песни, слова и музыку к которым пишет сам.

В фильме «Вертикаль» песни Высоцкого как бы объясняют нам то, что на деле доказывают его герои – чего ищут люди, покоряя горы, почему они сознательно идут на трудные испытания».

 

Алексеев В. Невертикальная «Вертикаль» // Пензен. правда. 1967. 2 авг.

«Сюжет фильма «Вертикаль» (производство Одесской киностудии) до простого прост. Это рассказ об альпинистах, штурмующих одну из непокоренных вершин Кавказа – пик Ор-Тау. (…)

Зачем же эти двое, центральные персонажи фильма, штурмуют горы? Если многоопытного Ломова влекут воспоминания – он воевал здесь во время войны, (…), то какие мотивы преследует Геннадий, своей нечестностью едва не погубивший группу? Тщеславие? Скорее всего, да. Но к чему тогда рассуждения «загадочного» радиста (артист Владимир Высоцкий) о гордости, о героизме?

Не спасают фильм и песни Высоцкого, на фоне которых развертываются события. А последняя из них невольно фокусирует в себе противоречия этого неудачного фильма в попытке раскрыть тему «Человек и горы». Оказывается, не героика, не радость непроторенных путей влекут альпинистов на скалы, а суета городов, если хотите, возможность убежать в себя или от себя».

 

Свешников Ф. Альпинизм – широким экраном // Совет. спорт. 1967. 11 авг.

«Альпинистам и туристам уже полюбились песни, которые поет в фильме Владимир Высоцкий, играющий роль радиста».

 

Коршунов М. Рассказать о мужестве // Молодой ленинец. Ставрополь. 1967. 26 авг.

«Просчеты сценария дают себя знать, очень серьезно снижая качество фильма. (…) Правда, запоминаются песни альпиниста-радиста. Их автор – артист Московского театра на Таганке Владимир Высоцкий, исполняющий роль радиста».

 

Сто один ужас / В. Кавуненко, М. Грешнев и др., спортсмены// Искусство кино. 1968. №3. С. 53.

«А главное – фильм не увлекает. (…) Романтика осталась, пожалуй, только в песнях В Высоцкого, которые звучат с экрана, да в пейзажах, передающих красоту и величие гор…»

 

Н. Черепанова. Лучше гор могут быть только горы. «Спортивная жизнь Росси», 1968, №5.

«- В «Вертикали»  я выступал в трех ролях: как киноактер, автор и исполнитель песен. В первый же день режиссер предложил мне пойти на пляж. Как он признался потом, хотел проверить, крепкий ли я парень. Спросите: зачем? Дело в том, что фильм должен сниматься в горах. Физически слабому человеку там пришлось бы нелегко. Вот режиссер и решил устроить мне маленький экзамен. Потом мы уехали в горы. Жили в палатках на леднике. А снимались еще выше. Сразу же начали заниматься с опытными альпинистами. Я делал это с большим удовольствием. Аккуратно ходил на все скальные занятия. И хоть человек я физически хорошо подготовленный, получаться стало не сразу. Не хватало уменья. Но меня неудачи не остановили. Наоборот, появился азарт – я о что бы то ни стало хотел стать альпинистом. Между прочим, тут только впервые понял, зачем они ходят на вершины. Даже на занятиях, когда преодолеваешь стенку, получаешь огромное удовольствие. Приятно чувствовать, что мышцы сильные, что руки слушаются. Занимались на льду, глиссировали на склонах. Прекрасный вид спорта – альпинизм, – заключил Владимир.

Услышав это, я улыбнулся невольно. Ведь только что он говорил о своей любви к конному спорту. Не удержалась и напомнила ему об этом. Владимир рассмеялся:

- Конный спорт – это замечательно!

- А альпинизм?

- И альпинизм – замечательный вид спорта, – убежденно сказал Владимир.

И я поняла его. Спортсмен по характеру, человек, горячо любящий спорт, он не может оставаться равнодушным, знакомясь с новыми его видами. Он восхищается от души особенно теми, которые требуют много смелости, мужества, выносливости. А Владимир продолжал:

- Видели бы вы горы! Они прекрасны. Но особенно поразили меня альпинисты. Прекрасные ребята! Мне кажется, что из всех видов спорта альпинизм оказывает наибольшее нравственное влияние на человека. В горах воспитываются и раскрываются лучшие стороны души, лучшие черты характера.

В своих лучших песнях я пытался ответить – зачем людям нужно к вершине, рассказать об альпинистах. Дружба в горах не просто благородное чувство, а норма поведения. Мужество не что-то необычное, а необходимость, без которой и шагу ступить нельзя.

Во время одного из занятий мы встретились с пострадавшими в горах альпинистами. Несмотря на травмы, они отказались от нашей помощи, потому что мы новички. В горах погиб их товарищ, и они говорили об этом, как люди, вернувшиеся с поля боя, на котором потеряли друга. Война есть война, горы есть горы. В тот же вечер появилась песня «Здесь вам не равнина».

Прощание с горами было тяжелым. В последние дни появилась песня «Лучше гор могут быть только горы». Это песня про себя, про товарищей-актеров.

                 «Так оставьте ненужные споры.

                   Я себе уже все доказал.

                   Лучше гор могут быть только горы,

                   На которых еще не бывал», – пропел Владимир вполголоса».

 

В. Чивилихин «Пестрый камень» /отрывок из повести в письмах/

/ж. «Молодая гвардия», 1969, 4, с. 92-93/

«… хочу сознаться, что в последнее время мне как-то разонравились песни о кострах, тропах, палатках, и прочих туристических атрибутах. И даже во многих песнях о горах я научился улавливать фальшь, наигрыш, р-р-романтические, как говорил Гоша Климов, ноты. Я это уже слышу, например, в таких словах, как «можно свернуть, обрыв обогнуть», но мы, мол, «выбираем трудный путь, опасный, как военная тропа». Знаешь, даже схватывает, презрение к такой позе и к такому вранью. Ни один высокогорник не выберет нарочно трудный путь, да еще столь же опасный, как военная тропа, если можно его избежать, он непременно свернет и обрыв обогнет, чтобы зря не свернуть шею. Романтические преувеличения, наверное, допустимы в песнях, но те, кто поет, должны твердо знать, что глупый риск – очень дорогое удовольствие и даже прямая подлость по отношению к своим товарищам. Ведь если один какой-то идиот рискнет без надобности и лишь получит ранение, то вся экспедиция замарана и даже может с позором провалиться, хотя на ее подготовку ушли усилия, время, надежды, средства многих людей. И ведь большинство «бардов» сроду не бывали ни в горах, ни  в тайге. Человека раз в год укусит комар, и этого бывает достаточно, чтобы начался бесконечный гитарный зудеж о поворотах, перекатах и дальних дорогах. Мне кажется, что теперешнее массовое нытье под гитару – очередная пошлая мода, и мне стала противна эта мещанская р-р-романтика, потому что я знаю цену романтике подлинной.

А еще хуже, что есть среди авторов этих ходячих песен подонки, которые подсовывают грязненькие текстики, спекулируют на политике, сеют в здоровой среде микробы подозрения и неуверенности, отражая, должно быть суть своих грязных душонок. Один мечтает, «рассказать бы Гоголю про нашу жизнь убогую», другой модернизирует блатной жаргон и осмеивает все, даже самое святое, третий – с эдаким, шибко смелым намеком не советует идти нам в ногу – мосты, дескать, разрушаются, а по сути, этот советчик, точнее, антисоветчик, хочет видеть в нас стадо баранов».

 

В. Солоухин ПРЕКРАСНАЯ АДЫГЕНЕ

/ж. «Наш современник», 1973, 9/

«… я взял у начспаса и перелистал пухлый песенник, частично машинописный, частично переписанный от руки. У начспаса за многие годы собраны, видно, все песни, поющиеся альпинистами, поэтому могу свидетельствовать, что нет ни одной хорошей альпинистской песни.

Самая лучшая известна не только альпинистам, потому что ее исполняют по радио:

                           В суету городов и в потоки машин

                           Возвращаемся мы – просто некуда деться.

                           И спускаемся мы с покоренных вершин,

                           Оставляя в горах свое сердце.

 

                           Так оставьте ненужные споры,

                           Я себе уже все доказал –

                           Лучше гор могут быть только горы,

                           На которых еще не бывал.

Не бог весть какая это альпинистская песня, но все же в ней есть и некоторая гордость, которая альпинистами заслужена, ощущение, так сказать, исключительности занятия и, кроме того, очень верный психологический мотив во втором куплете. Альпинист, если что и хочет доказать, то доказывает в первую очередь самому себе. Горы – не стадион для футбола, не ледовая площадка для фигурного катания, не соревнования по легкой атлетике. Зрителей нет. Зрители такие же участники, как и ты сам. Если ты взошел на вершину, то и они взошли тоже. Друг друга не удивишь. А себе кое-что докажешь. Не напрасно у другой альпинистской песни, слов которой я не запомнил, примерно такой смысл: «Зачем мы идем на вершину? Нет там ни руд, ни кладов, ни драгоценных камней…»

 

Рубанова И. Владимир Высоцкий // Актеры советского кино. Вып. 11/ Сост.: Л. Польская, М. Хаджимуратова. М.: Искусство, 1975. С. 97-98; Владимир Высоцкий. Актеры советского кино. М.: Бюро пропаганды совет. киноискусства. 1977. С. (6-7).

«Что касается успеха «Вертикали», его следует приписать, скорее всего, тому, что Высоцкий точно почувствовал природу своей роли здесь: схожесть фильма с самодеятельной туристической балладой. (Точности ради надо сказать, что «фольклорность» «Вертикали» подправлена сценарным клише в виде нехитрых нравоучений). В фильме (и в роли Высоцкого) показаны дружба и коллективизм альпинистов, сплачивающая их исключительная любовь к горам, испытание взаимовыручки стихийным бедствием, а также облагораживающее чувство скалолаза к скалолазочке.

Формула роли, ее содержание и эмоциональный градус почти исчерпывающе определяются словами одной из пяти песен, написанных Высоцким для этого фильма:

                   «Лучше гор могут быть только горы,

                    На которых еще не бывал».

В «Вертикали» актер играл любовь к горам, страсть к горам, неистовую одержимость горами. Больше чем человека, он играл идею абсолютного альпинизма, разумеется, в духе туристического фольклора. И это тоже характерное у Высоцкого: наращивать, сгущать, раскалять одно чувство, одно настроение, одну мысль, доводить их до абсолюта, до обобщения, поглощающего детали, штрихи, подробности, не говоря уже о случайностях поведения. Любопытно, что такую манеру избрал для себя выпускник Школы при МХАТ – школы, где учат прежде всего искусству психологических подробностей, бесшумности, плавности, прихотливости сценического поведения, тайнам недосказанности, музыке подтекстов.

Впрочем, в «Вертикали» у Высоцкого был один «мхатовский» ход. В финале герой, возвратившись из похода, поднимался в густой московской толпе эскалатором метро (что подчеркивало его неодолимую тягу к восхождениям). За кадром звучала грустная песенка-прощание, камера приближалась к актеру, и внезапно по непроницаемому лицу этого «сильного человека» проскальзывала тень то ли беспокойства, то ли растерянности. В коротком штрихе, возможно, что и брошенном-то мимоходом, сквозь фольклорно-песенную условность проглядывала живая правда характера».

 

Савина В. Владимир Высоцкий // Новый фильм. Алма-Ата, 1976. № 17.

«Из многообразия актерских данных Высоцкого кино выбрало сущую малость - способность к обобщенной форме и броскость исполнения. Началось это с «Вертикали», где актер сыграл не человека в его развитии, а идею абсолютного альпиниста. В его герое не было деталей, штрихов, подробностей, были лишь любовь к горам, страсть к горам, одержимость горами, доведенные до обобщения. Формула роли, ее содержание и эмоциональный статус почти исчерпывающе определились словами одной из пяти песен, написанных Высоцким для этого фильма:

                          Лучше гор могут быть только горы,

                          На которых еще не бывал.

И тем не менее, фильм вызвал небывалый резонанс у зрителя. Высоцкий стал популярен. Однако популярность принесли ему песни, а не экранное создание образа».

 

С.Р.

Владимир Высоцкий

/ж. «Кино», Литва, 1977/

«Популярность пришла к нему рано, но сначала «дешевая». Началось с к/ф «Вертикаль». ВВ играл роль радиста и исполнял пять песен. Мягкая пластинка с песнями разошлась мгновенно. 15-16 летние мальчишки перенимали его глуховатый тембр, манеру исполнения. Непосвященные взрослые наталкивались опасливым слухом на имя «Высоцкий», которое пока означало для них только гитарное треньканье дома или на улице, даже в подворотнях. А в это время актер ВВ выходил на подмостки театра, руководимого умным и интересным режиссером – Юрием Петровичем Любимовым, чтобы еще раз пережить высочайший взлет человеческого духа и величайшее отчаяние слабости – он играл Галилея в спектакле по пьесе Б. Брехта».

 

Н. Тиунов «Владимир Высоцкий: главное для меня – текст».

/газ. «Волжский комсомолец», 16.06.77, г. Куйбышев/

«Себя я певцом не считаю. Никаких особенных вокальных данных у меня нет. Некоторые композиторы усматривают в моих песнях однообразность строя, манеры исполнения. Другие называют это четким выражение индивидуального стиля. Ну, а для меня главное – текст. А музыкальный фон должен быть простым и ненавязчивым. По заказу я пишу только для кино и театра. Здесь я работаю как автор текста, музыки, сценария. Но мне приходится сталкиваться с профессиональными композиторами и режиссерами, которые предлагают различные изменения и переработки. В результате получается не хуже, но совсем не то, чего добивался я. Мое личное восприятие и выражение отдельных моментов постановок во многих случаях сглаживается, исчезает. В этом отношении удачными я считаю фильмы «Вертикаль», «Я родом из детства». Их режиссура, музыкальное оформление, игра актеров, полностью соответствовали моим замыслам. Сниматься в кино буду немного. В основном – это небольшие роли с моими песнями. Тематика фильмов разная: современная, военная, фантастическая».

/Перед публикацией: Наш внештатный корреспондент Н. Тиунов встретился с актером Московского Театра на Таганке Владимиром Высоцким в г. Набережные челны, где в эти дни гастролирует коллектив театра/.

 

Аркадьев И. Владимир Высоцкий : К 50-летию со дня рождения // Киномеханик, 1988. №1. С.29.

«Подлинная, без кавычек, философия жизни звучала в песнях, что пел радист Володя в «Вертикали» и благодаря которым фильм был замечен зрителем. И если романтизация изобразительного ряда «Вертикали», подчеркнутая острыми ракурсами, внутрикадровыми композициями, иногда оборачивалась против авторов картины, то романтическая интонация песен, исполненных В. Высоцким, уводила ленту от схематизма, придав психологическую глубину ситуациям и характерам».

 

Снова на экране / Без подп. // Новые фильмы. М., 1988. Июль. С.8.

«… Нет, ты судишь о жизни однообразно. И препятствия, о которых ты говоришь, расположены как бы в одной плоскости… ну по … горизонту. А в горах у человека появляются новые, неизвестные черты; неожиданные черты характера, души. Он живет как бы в ином измерении – по вертикали», – в этих, может быть, не совсем складных словах радиста альпинистской экспедиции Володи, сыгранного Владимиром Высоцким, заключается, пожалуй, главная идея фильма, который был дебютом в кино режиссера Станислава Говорухина (совместно с Борисом Дуровым). Зрители, конечно, помнят поставленный им позднее телевизионный сериал «Место встречи изменить нельзя» – и там одну из главных ролей играл Высоцкий. (…)

«После долгих раздумий мы пришли к заключению, что без песен, которые выражали бы «философию альпинизма», нам не обойтись, – вспоминает Говорухин, – и написать их мы пригласили Владимира Высоцкого».

 

Островский Г. Одесса, море, кино: Путеводитель. Одесса: Маяк, 1989. С. 166, 167.

«Роль радиста Володи была одной из основных в фильме, но материала для актерского творчества в ней было немного: один из нескольких мужественных людей, честно выполняющих свой долг. Актер сам стал домысливать заэкранную биографию своего персонажа. Впрочем, для новых сцен в сюжете не было места, и Высоцкому оставалось только интонациями, оттенками игры создавать неясное ощущение какого-то горького события в жизни своего героя, ощущение его одиночества. (…) Подлинную объемность образу, да и всему фильму, придавали песни. Они дополняли экранный образ конкретного радиста чертами самого Высоцкого – чертами легендарными, почерпнутыми слушателями из многих его магнитофонных записей. (…) Вероятно, ни для кого из создателей «Вертикали» не будет обидной мысль о том, что зрительским успехом этот фильм обязан, прежде всего, Высоцкому – и новым его песням (…) появлению его перед миллионами зрителей, многие из которых впервые увидели своего любимого певца».

 

Сэпман И. Кино и поэзия. СПб.: РИИИ, 1994. С. 126.

«Пять песен было написано для фильма «Вертикаль». В плане реализации задуманного это, пожалуй, наиболее благополучный случай. Фильм, собственно, и был поставлен для того, чтобы Высоцкий спел свой альпинистский цикл. Он играет роль одного из альпинистов, поет в карде, и эти эпизоды в фильме – главное, а все остальное – красивые горные панорамы, мужественные лица альпинистов, несложная событийная история – составляет нейтральный фон, откровенно подчиненный задаче показать песни Высоцкого. Мы уже сказали: результат, в общем, получился неплохой, недаром фильм, поставленный режиссером С. Говорухиным в 1967 году, до сих пор не сходит с экранов. Но, строго говоря, такой подчиненный иллюстративных подход для кино, конечно, неэффективен».

 

Год 1967, июль («Вертикаль», «Короткие встречи», «Долгая счастливая жизнь») / Без подп. // Новые фильмы. М., 1997, №7. С.14.

«Это картина, в которой одну из своих больших ролей сыграл Владимир Высоцкий. Это был первый официальный выход его как барда на широкую публику. (…)

Четыре песни из фильма «Вертикаль», спетые под гитару и оркестр, упрочили его «магнитофонную» славу. С ними вышла первая и (надолго!) единственная маленькая пластинка (миньон) В. Высоцкого. Из них ушла в народ и стала необыкновенно популярной песня «Если друг оказался вдруг…». Фильм был хорошо принят зрителями, имел громадный успех, хотя рецензенты критиковали натяжки в сценарии и композиционную неровность режиссуры. Но всем безоговорочно нравились песни Высоцкого».

 

Владимир Высоцкий в кино / Без подп. // Телевидение. Радио. СПб., 1998. 15 янв. (№4). С.5.

«В нем он (Высоцкий) сыграл радиста Володю, романтического героя, альпиниста – образ, во многом близкий самому актеру. Его герой живет как бы в ином измерении. Это стремление «жить по вертикали» Высоцкий передает в своих прекрасных песнях, сочиненных им к этому фильму и ставших всенародно известными».

 

После выхода на экраны фильма «Вертикаль» были фактически легализованы песни Высоцкого, т. е. тексты стали появляться в печати. Правда, касалось это только в основном песен из этой картины. Из каталога Вадима Дузь-Крятченко опубликованного в журнале «Вагант-Москва» №10-12 1999 год. Песня «В суету городов» 31 публикация, «Если друг оказался вдруг» 101 публикация, «Здесь вам не равнина» 6 публикаций, «Мерцал закат, как блеск клинка» 8 публикаций, «Свои обиды каждый человек» 1 публикация, т.е. несколько песен из фильма общее количество публикаций – 147 раз. Для сравнения здесь же все другие песни и стихи – это 66 произведений представлены в печати 106 раз. Статистика говорит сама за себя. Кстати, и в наше время, если проанализировать печать, то самые популярными будут цитаты из песен фильма «Вертикаль».

 

Глава из книги А.Линкевича "Вертикаль", или Что не расскажет кинопленка". Издательство "Оптимум", Одесса, 2011г.