Интерактивный

Музей

В.С.Высоцкого

+380 (63) 625-21-98

+380 (66) 835-97-17

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

СИВИЦКИЙ БОРИС ЕВГЕНЬЕВИЧ

                            НАМ ВСЕМ БЫЛО ДО ТРИДЦАТИ

На кинокартину "Я родом из детства" меня пригласил ассистент режиссера Роберт Мирский. Это было в начале июля 1965 года. Сделали фотопробу. И уже на следующий день позвонили со студии: "Подходи, будем разговаривать". Мне предложили работу в качестве дублера, так как я был человеком спортивным, да и многие на Минской киностудии хорошо меня знали. На роль капитана больше проб и претендентов не было, и они отдали эту роль мне.

Первая киноэкспедиция была в середине июля в Бобруйск. Съемки начались у разрушенного моста через Березину. В Бобруйске мы слушали записи Высоцкого и уже знали, что он будет играть в фильме.

Следующая киноэкспедиция была в августе в город Слоним. Точнее, все съемки проходили в поселке Ружаны в бывшем замке Сапеги, а основная киногруппа жила в Слониме. Приезд Высоцкого хорошо запомнился всем. В это время он снимался в картине "Стряпуха". И вот из Краснодарского края приходит телеграмма: "Вылетаю с сюрпризом. Высоцкий". В Минск за ним была отправлена служебная машина. Привезли его часов в 5-6 вечера. Слушая песни Высоцкого, а крутили их на съемках часто, все ожидали увидеть крупного человека. А из машины вышел невысокий парень с довольно резкими чертами лица. Высоцкий оказался на редкость коммуникабельным и сразу вписался в наш коллектив.

С собой Володя привез огромную аптечную бутыль с вином "Каберне" (литров пятнадцать). Нес он эту бутыль в охапке. Возник вопрос, как ее открыть, так как пробка была притертая и не хотела поддаваться. Подсказал жизненный опыт - я взял сапожную щетку и точным ударом отбил горло у бутыли. Вино перелили в таз - другой большой емкости у нас не оказалось.

Вечером в номере гостиницы собралась небольшая компания: Туров, Княжинский, Вайль, Петровский, Мирский. За вином и песнями под гитару время пролетело незаметно. С этими людьми Высоцкий часто общался и во время съемок картины. Рекомендовал Володю на роль танкиста, видимо, Саша Княжинский. По их разговорам было заметно, что они знакомы давно.

На следующий день в Ружанах снимали эпизод в сельском клубе, где показывают фильм "Чапаев". Снимали с трудом, сказывались последствия вчерашнего вечера. Высоцкого пришлось гриммировать спящим. Съемки в клубе проходили в спешке, так как директор картины Аким Акимыч Жук возмущался: "Зачем привезли Высоцкого и не снимаете".

В этот же день в Ружанах была сделана запись его песен, в том числе и для картины. Кстати, песня "В холода..." была написана утром - после того, как мы распили "Каберне". Мы с Высоцким спали в одном номере. Утром он попросил у меня листок бумаги, куда переписал текст песни. Лист пришлось вырвать из рабочей тетради тренера. Тут же Володя взял гитару и исполнил эту песню. Спросил: "Пойдет?" - и отнес Турову.

Вернемся к истории записи песен в Ружанах. Там был деревянный клуб с необычной акустикой, где и была сделана запись песен Высоцкого на профессиональной аппаратуре. На записи присутствовали Туров, Княжинский и еще несколько человек, записывал звукооператор Бакк. Позже я у него переписал прямо с оригинала. С этой лентой связана  целая история. Несмотря на просьбы Бакка, я дал ее переписать, и она быстро была растиражирована по Минску. Меня вызвали к заместителю председателя спорткомитета Г.М.Бокуну, и он потребовал сдать оригинал. Я тут же переписал бобину и отправил ее к друзьям в Ригу, а дубликат отдал. Через несколько лет эта запись вернулась ко мне из Москвы. Но на моем оригинале в записи были слышны щелчки и Туров говорил: "Пошел". Разговоров во время записи не было, так как в клубе был сильный резонанс. Володя пел тогда все подряд без заказов. После записи, когда мы вышли из клуба нас обступили ветераны: "Как? Что? Почему нас не пригласили?". Чтобы избежать разговоров, Туров поскорее посадил нас в машину, и мы уехали в Слоним. Закончился этот день обильным возлиянием молдавского вина "Алб де Масе" и проводами Высоцкого на поезд. Он все кричал, что у него запись на телевидении, и ему непременно надо быть в первопрестольной.

После этих событий Высоцкий пропал, то есть у него был срыв. Следующая экспедиция была в Гродно (сентябрь-начало октября). Здесь мы с Высоцким не встречались, но я знаю, что на съемки он приезжал.

В ноябре киногруппа переехала в Смоленск. В газете "Смоленский рабочий" была заметка о съемках фильма. Однажды нашу киногруппу пригласили в школу на "Огонек", где мы хором исполнили песню "В холода, в холода".

С Володей мы встретились только в декабре в Ялте. Правда, все эпизоды с Высоцким, снятые в Ялте, были вырезаны. Для картины было снято очень много материала, но далеко не все попало в фильм. Ялтинская съемка эпизода возвращения танкиста Володи домой с фронта была очень растянута. Окончательный вариант этого эпизода снимался уже в апреле 1966 года на киностудии "Беларусьфильм".

На озвучивании картины весной 1966 года в Минске я с Высоцким встречался постоянно. Обычным продолжением рабочего дня был вечер в общежитии киностудии. Там же после одного из застолий у меня сел голос, и переозвучивал мою роль Еременко-младший.

Хорошо запомнился приезд Володи с женой и детьми. Остановились они в гостинице "Минск". Мы (Туров, Княжинский, Каневский) пришли к ним в гости в номер. На наши просьбы спеть Володя ответил отказом. Отказался он и сесть за стол... Но тут вдруг выяснилось, что надо провожать Люсю на поезд. Володя попросил втихаря, чтобы налили ему выпить и спрятали в ванной. Заскочив туда, Высоцкий тут же расправляет крылья и берется за гитару. Прослушав пару песен, мы поехали на вокзал. Люся с детьми уезжает в Москву. А мы начинаем гулять.

Высоцкий уже был страшно взбудоражен. Когда мы выходили на привокзальную площадь, какой-то мужик наступил Володе на ногу. И Высоцкий, обидившись, бьет того в ухо. А мужик здоровый, ростом под два метра. Мы сбили его с ног. Схватили Володю, впихнули в такси и быстро в гостиницу. Тут Высоцкий разошелся окончательно. Сделал заказ в номер и начал импровизированный концерт. Было лето, и когда мы выглянули в раскрытые окна, то увидели массу людей, сбежавшихся слушать.

В наших разговорах Высоцкий интересовался у меня, бываю ли я в Москве, приглашал в театр на спектакли. Я по своей нерешительности так и не воспользовался его приглашением. Но ребята по моей рекомендации ходили. Саша Рыбаков даже беседовал с ним часа два на какой-то квартире рядом с Таганкой, где Высоцкий часто отдыхал перед спектаклем.

Когда шло озвучивание кинокартины "Я родом из детства", то присутствовали все актеры. Сцена прихода Володи домой с фронта записывалась синхронно. Песни Высоцкого записывали прямо в павильоне. Володя тогда был со своей гитарой. А в компаниях и на съемках гитары были разные. Володя всегда спрашивал: "Что спеть?" А мы помимо блатных и военных из картины никаких других песен не знали. Но нам хватало.

Премьера кинофильма состоялась летом 1966 года в Доме кино. До фильма "Я родом из детства" Высоцкого в Белоруссии знали мало. А после съемок и растиражирования Ружанской записи его узнали многие.

Что меня еще поразило в Высоцком? То, что при исполнении песни он всякий раз проигрывал ее как актер. Он мог все передать на лице. А как он рассказывал анекдоты! Как он показывал персонажей своих историй! Однажды так рассмешил, рассказывая анекдот про грузин. А как Высоцкий изобразил грузина со шляпой! Я ведь был на Кавказе, все было очень похоже.

Во время съемок фильма я заметил, что Володя очень любит лошадей. Подойдет, погладит... Высоцкий очень интересовался профессиями других людей, особенно выспрашивал детали и подробности.

Володя уважительно относился к спортсменам, наверное, за риск, за азарт. Я знаю, что перед Монреальской Олимпиадой в 1976 году Высоцкий давал концерт в Москве в бассейне для сборной СССР по плаванию.

В сентябре 1969 года я случайно встретил Высоцкого и Влади в Ялте. Это была наша последняя встреча. Они в это время путешествовали на теплоходе "Грузия". Вечером мы с женой стояли возле клуба моряков. Супруга говорит мне: "Тут тебя опять спрашивают". Оборачиваюсь. Стоит Володя в джинсовом костюме в окружении моряков. Обнялись. Расцеловались. Володя знакомит нас с Мариной и с моряками. Я предлагаю зайти в кабак, а он: "Не пью. Вот завтра у меня концерт (то ли в Алупке, то ли в Алуште - точно не помню), приходи". Вечером мы вчетвером гуляли по набережной. Марина все восхищалась Белоруссией. Они недавно были у Турова на съемках фильма "Сыновья уходят в бой". Утром я улетел и не смог попасть на его концерт.

В 1975 году Туров и Высоцкий по очереди мне звонили и приглашали на концерт в БГУ. Я только приехал с соревнований, устал и на концерт не пошел.

В конце своих воспоминаний я хочу отметить следующее: у Высоцкого было очень обостренное чувство справедливости. Отсюда и драки, и дебоши. А потом, он - один из немногих художников, кто говорил и пел про то, что волновало всех людей.

13 октября 1997 года, Минск

Текст впервые был опубликован в книге "Владимир Высоцкий. Белорусские страницы". Авторы-составители: В.Шакало, А.Линкевич. Издательство "Альфа Пресс", Минск, 1999г.