Интерактивный

Музей

В.С.Высоцкого

+380 (63) 625-21-98

+380 (66) 835-97-17

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

СЛАВИНА ЗИНАИДА АНАТОЛЬЕВНА

Зинаида Славина: Биография - это не моя компетенция. Я не могу рассказать биографию Владимира Высоцкого, потому что я с ней не связана никак. А свои впечатления от работы с ним могу сказать. Замечательный партнер, великолепный актер, который тратил себя. И радость с ним работать была всегда. И, когда он умер, для меня это было равносильно потере родного брата, так я считаю. И могу сказать, что таких актеров практически нет. Наверное, Николай Губенко такого плана, как он: актер по затрачиванию энергии, силы, по уму. Вот это такого калибра актер. А для меня Высоцкий был братом, я его считаю своим братом по духу…

Александр Линкевич: Зинаида Анатольевна, Вы в первый раз Высоцкого увидели в Театре на Таганке?

Зинаида Славина: В Театре на Таганке. В общежитии я его увидела в первый раз. Он мне исполнял свои песни. «Потому что, - сказал, - мне нравятся ваши внимательные глаза, я хочу вам исполнить песни свои. Послушайте». Я послушала. Мне очень понравилось, очень. Тогда он был еще мальчиком совсем, с гитарой.

Он пел свои песни. Приходили ребята - за кулисами слушали его песни. Рабочим исполнял свои песни. Он очень уважал рабочих сцены, когда они работали, он им пел. Они очень ценили его работу. И актерам, просто которые были в фойе, свободные перед репетицией, он пел. Вот как он свои песни исполнял первый раз…

Высоцкий очень тратил себя, сгорал в работе. Он был непосредственный очень человек, искренний, добрый. И ценил, в основном, доброту в людях. Как-то я подписывала автограф и написала: «Добра». А он подходит и говорит: «Надо же, Зина, я всегда подписываю: «Добра». Я говорю: «И я, Володя, тоже». Для меня это странно. Мы желали одного и того же поклонникам. А однажды, у нас было 15-летие театра, Володя спросил: «В чем ты будешь сегодня на вечере?».  Я говорю, что не знаю, я вся в чёрном. Он отвечает: «Я тебе принесу сейчас одну вещь». И через 20- 30 минут у меня было голубое платье. Вот он был тогда, как принц, вкрапление доброты. Он очень непосредственный человек и поэтому я считаю его братом. Ну, кто еще мог так сделать? Он хотел, чтобы я была, а я стеснялась, что не совсем в форме, в какой нужно прийти. Володя сразу это увидел, понял, и сразу мне помог.

Или вот снималось несколько актеров с нашего театра в фильме «Иван да Марья». Это Владимир Семенович устроил. Концерт сначала, а потом рекомендовал режиссеру пять актеров…

Вот доброжелательство его, не завистливость, а желание помочь актерам. Вот эти актеры должны сниматься, они должны быть известными - это хорошие актеры. И такое вот нам протеже составил.  Он старался, чтобы мы работали, - вот он так там сказал.

Так что Высоцкий для меня интересен тем, что он родная по духу душа. И эталон того, как надо работать. А в анкете у него, когда он умер, нашли: «Любимая актриса - Славина». Вот это для меня самая высокая похвала, потому что я сама не ожидала этого. А это как бы ориентир того, что мы друг с другом были связаны, как кони в одной упряжке - и так работали. Мы загорались друг от друга.

Александр Линкевич: Есть стихотворение, посвященное Вам, четверостишье.

Зинаида Славина: Многое у него есть, но их сейчас не вспомнишь. Я другие стихи читаю его. Приходите на спектакль, посмотрите спектакль, у нас он очень интересный. И интересен тем, что мы его представляем таким, каким мы его видим, и что мы в нем ценили. У него же была возможность уехать за границу. Он не уехал и остался в России, потому что был интересен здесь. Это очень важно, что человек в то время, когда никто не мог, и все рвались на Запад, - он увидел Запад и сказал: «Нет. В России нужен я»…

Александр Линкевич: А в вашем домашнем архиве ничего не сохранилось?

Зинаида Славина: Есть фотографии, мы вдвоем с ним играем «Доброго человека из Сезуана» - там подписано его рукой. Я подошла к нему взять автограф, а он говорит Ване Бортнику: «Смотри-ка, чудеса, вот это Зинаида. Что тебя принесло?».  «Вот мне надо автограф, чтобы ты мне подписал автограф». Почему, я не знаю, но тогда свои не подходили с автографом. А мне так хотелось, что-нибудь хорошее от него, чтобы написал. И он так на меня обрадовано посмотрел, так он обрадовался этому, говорит: «Это очень дорого, что именно ты подходишь за этим».

Александр Линкевич: А когда Вы фотографию просили подписать, до анкеты (28.06.70г) или позже?

Зинаида Славина: Это было просто в работе. Мне принесли фотографии поклонники, в том числе, мою с ним. И я думаю: «Боже мой, как приятно, что мне фотографии принесли, будет какая-то память». И я пошла наверх, в гримерную к нему и говорю: «Володенька, вот мне, пожалуйста, автограф поставь». Он обалдел. К нему с таким никто не подходил из театра. Вот это я помню.

Александр Линкевич: А отличалось ли выступление Высоцкого на концертах для зрителей и в домашнем кругу?

Зинаида Славина: Он всегда тратился - что на концерте, что в домашнем кругу. И был случай, когда мы пришли в один дом, не помню куда, к кому. Пришли, и ему сразу говорят: «Спой, Володя». Я говорю: «Да вы дайте сначала чайку попить, потому что он только что после работы. Дайте ему просушить горло, чтобы было легче работать». А Володя говорит: «Зин, меня же пригласили работать. Они не понимают, что я устал». И стал петь.

Но люди не понимают, что это трудно, что это большое физическое и нервное напряжение, эмоциональное, умственное. Это очень тяжелая работа. Быть актером - это очень тяжело. Это надо нечеловеческие силы иметь и тренировку, здоровье хорошее. Он был очень тренированным человеком. Он много работал, много. Мне кажется, что вот столько концертов, сколько он дал, не надо было давать. Потому что это подрывало его здоровье, потому что очень тяжело давать на таком накале свои концерты. Те, кто ему устраивал столько концертов, на их совести его затрачивание здоровья.  У него было в день по несколько концертов, и еще вечером спектакли. Вы понимаете, что это «нежаление» себя. Такая затрата должна восполняться. А эмоции не восстанавливаются. Поэтому это было очень тяжело для него…  Не знаю. Кто,  что теперь скажет: «Люди хотели слышать. Ему это было в радость». Но то, что он уставал, и жилы у него взбухали на горле, - это я видела.

г. Минск, 17.03.2001г

Интервью впервые было опубликовано в книге «Владимир Высоцкий в воспоминаниях современников», автор-составитель А. Линкевич  (серия «Владимир Высоцкий. Белорусские страницы», выпуск 12. Издательство "Ковчег", Минск, 2004г).