Интерактивный

Музей

В.С.Высоцкого

+380 (63) 625-21-98

+380 (66) 835-97-17

Mesto.Vstrechi.Odessa@gmail.com

+380 (63) 171-18-44

Viber, WhatsApp, Telegram

КУКИН ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

НА СОВМЕСТНЫХ КОНЦЕРТАХ

Первые песни Владимира Высоцкого мне не нравились. Я их относил к блатному жанру, которого совсем не любил. Творчеству Высоцкого я предпочитал песни Окуджавы, Визбора. Примерно в 1965 году Клячкин рассказал мне, что в Москве появился очень интересный бард, и дал послушать пленку с песнями Высоцкого. Я хорошо запомнил, что там уже были песни более философские, чем просто "блатные". Особенно врезалась в память песня человека, ехавшего в Вологду.

Москва, 1966 год. Первый большой концерт авторской песни в Политехническом музее. Высоцкий выступал первым. Прибежал он на концерт с каким-то приятелем. Подошел ко мне и говорит: "Здравствуй, Юра. Я тебя знаю. Слышал твои песни...". Больше разговоров не было. Высоцкий сказал, что быстро споет и уйдет. Так оно и вышло. В этом концерте Высоцкий исполнил свою новую песню о конькобежце. Зал принимал его очень восторженно. Слова этой песни я запомнил сразу. С этой песней была связана целая история. (Сева Ханчин в своих воспоминаниях рассказывал об этом не точно). В то время своих песен у меня было написано мало. Поэтому на концертах я пел и песни других авторов, в том числе и из репертуара Высоцкого. В одном городе я спел на концерте песню о конькобежце, да еще в более быстром темпе, чем Высоцкий.

 И вот приезжает выступать в этот город Высоцкий и поет эту песню. А реакция на нее другая, так как ее уже слышали. Встретившись со мной в клубе "Восток", Володя рассказывал мне, что после концерта в том городе к нему подошел парень и сказал что Кукин эту песню поет лучше. Я говорю: "Володя - это эффект первого восприятия. Так что мне больше не петь твоих песен?" "Пой на здоровье. Тебе и Клячкину разрешаю петь все песни". Прошло какое-то время. На концертах меня просят спеть что-нибудь из репертуара Высоцкого. Чтобы отмазаться от этого, я придумал следующую легенду: дескать Высоцкий запретил мне петь его новые песни. А старые вы все слышали в оригинале. Эту концертную байку Сева Ханчин воспринял как правду. Я же, когда своих песен у меня стало больше, песен других авторов уже не исполнял.

Ленинград. Один из закрытых НИИ. То ли 936-й почтовый ящик, то ли 966-й. Мы с Высоцким должны выступать в одном концерте. Я приехал заранее. Обрадовался, что Володя опаздывает, так как после него выступать тяжелее. Правда, на этом концерте было наоборот. За две минуты до начала концерта появляется Высоцкий. Организаторы концерта просят его подождать десять минут, пока установят микрофоны. Высоцкий: "Я тороплюсь. Мое выступление будет длиться ровно 1 час 20 минут. Эти 10 минут мы минусуем". И зрителям: "... Сегодня я буду говорить меньше. А песни вы сами заказывайте...". Из зала просят спеть "Парус". А ведь, если рассуждать логически, с этой песни концерт начинаться не может. Такие песни требуют раскочегаренного зала. И вот Володя поет, как всегда с надрывом, на пределе своих возможностей. А потом спокойным голосом: "Что дальше?"...

Мое выступление было с рассказами, ответами на записки. Организаторы сказали, что меня зрители принимали лучше. А то Высоцкий выступал, как автомат - раз, и все.

Кстати, Володя никуда в тот день не спешил. После концерта мы встретились в кафе клуба "Восток". Все это происходило в понедельник, то есть в традиционный день встречи бардов. Атмосфера у нас в кафе была такая, что выйти на сцену и спеть мог любой желающий. В тот день Володя спел три песни. Я запомнил "Профессионалы" и "SOS" ("Спасите наши души").

Одно время я месяцами жил в Москве у своего приятеля Димы Межевича. Звонит ему Высоцкий и просит меня к телефону. "У нас, - говорит, - завтра премьера спектакля "Берегите ваши лица". Обязательно приходи. А то спектакль могут закрыть". Так оно позже и вышло. Я пришел в театр вместе с Сачковским. Мой приятель сразу куда-то исчез. Вышел ко мне Высоцкий и написал записку для администратора, чтобы мне дали билет на двоих. "Будешь сидеть там, где осветители". Мы немного поговорили. Володя похвастался, доставая из кармана кучу рукописей: "Вот, Юра, год моих трудов. А самое стоящее - "Банька". Сейчас пишу пиратский цикл". И прочитал мне: "На судне бунт". Вот так мы и стояли перед театром, никто нас не тревожил. Высоцкий говорит: "Раньше на этом месте пять администраторов стояло, а теперь никого". Володя ушел. А ко мне подбегает паренек, и у нас происходит следующий диалог. Парень спрашивает:

- Вы не брат Высоцкому? - Нет. А что, похож? - Да.

- А чего ты хочешь? - Да вот, на спектакль попасть.

Я даю мальчику записку от Высоцкого. "Прорвешься к администратору - попадешь на спектакль". А людей в тот день была тьма. Через некоторое время паренек вернулся с контрамарками, правда, пуговицы на его одежде уже отсутствовали. Заходим в театр. Народу столько, что номерков в гардеробной уже не выдают, и люди просто кладут свою одежду на перила и идут в зал. Мальчику пришлось смотреть весь спектакль, стоя на спинке стула, прижавшись к стене. Мне же в этом отношении повезло: я сидел вместе с осветителем, так что смотреть было удобно.

Спектакль начинается с картины "Сотворение мира". Актеры в трико изображают голых червей. Потом начинают произносить звуки и постепенно превращаются в людей. Высоцкий там играет несколько ролей. Бабку, которая собирает бутылки. Находит одну: "О, импортная, не примут значит". Высоцкого в спектакле лишили микрофона. Зал же ориентировался на микрофон, и, когда Володя запел "Охоту на волков", то слова стали различать лишь с середины песни. В конце песни Высоцкий спрыгивает со штакетника и облокачивается на нижнюю перекладину, повернувшись спиной к залу. Было видно, что от напряжения его плечи ходили ходуном, и он с трудом дышал. Зрители начинают выкрикивать: "Бис, браво". Но тут из зала послышалась реплика Любимова "Володя больше петь не будет. У него плохо с голосом". На спектакле присутствовал и сам автор текста "Берегите ваши лица" Андрей Вознесенский. Во время спектакля был момент, когда Любимов спросил: "А где Вознесенский?" Ему отвечают, что он в буфете. "Так идите и позовите". Приходит Вознесенский и начинает читать свои стихи. Очень интересный эпизод был в конце спектакля, когда зрители хлопали артистам, а те выносили зеркало и показывали залу... Мол, смотрите, мы старались весь спектакль, а вы совсем не изменились.

В 60-е годы Высоцкий жаловался, что получал совсем мало. Что песни его артистам петь запрещали, потому и гонораров никаких, кроме тех, что он получал за левые концерты, не было, что и за песни в кинофильме "Вертикаль" денег он не получил. В то время как режиссер картины говорил, что артист Высоцкий плохой, и что в фильм он его взял лишь за песни.

Очень интересную историю рассказал мне редактор "Магаданского комсомольца". Это газета, в которой работал в то время друг Высоцкого Кохановский. Рассказывает редактор: "Зима. Пурга. Открываю кабинет и вижу, что на моем столе, положив голову на телефон, спит человек. Видно, залез в открытыю форточку. У нас такое случается: путники, чтоб не замерзнуть, залезают по дороге в чужие дома. Ну, думаю, выспится - и прогоню. А мне срочно позвонить надо. Я беру потихоньку его голову и снимаю с телефона. Начинаю звонить. А тут голос: "А нельзя ли потише?". Смотрю, а это Высоцкий. Дело в том, что Володя в период своих запоев старался из Москвы улизнуть. Вот так он тогда и оказался в Магадане. В общем, целую неделю в редакции была сплошная пьянка. Затем Высоцкий резко бросает пить. Володя вспоминает, что ему срочно надо лететь в Одессу на съемки. А денег нет - все пропили. Друзья организовали Володе запись на телевидении, чтобы ему заплатили хотя бы за билет до Одессы. Может, даже и записи не было, так, для формальности".

 

У меня с Высоцким совместных концертов было несколько. Но получалось, что поет Володя, а я должен уехать, или наоборот. Помню, как Володя пел с голым пузом в Сосново под Ленинградом. Его просят спеть "Як истребитель", а он в ответ: "Вот твоя любимая песня "Як", а моя "Охота на волков". И в результате поет совсем другую песню.

О последних гастролях Высоцкого в Калининграде мне много рассказывал их организатор Володя Конторов. Высоцкий чувствовал себя очень плохо. Говорят, кличка у Высоцкого в театре была “Фармацевт”, так как он постоянно возил с собой кучу лекарств и всех лечил. В Калининграде у Высоцкого начались галлюцинации. Он ведь принимал до 7 уколов амофона, да еще больше года пил лекарство, которое позволяло выспаться за 3 часа. Во Франции такое лекарство пьют студенты во время сессий. А Володя принимал его постоянно, поэтому практически совсем не спал. Ребята постоянно дежурили в номере Высоцкого.

В Калининграде был такой эпизод. Выходит Володя после концерта. К нему подходит молодая пара и говорит:

- Владимир Семенович, пойдемте к нам в гости чайку попить.

- А, правда, почему бы и нет.

- Только вы гитару с собой возьмите.

Володя бледнеет: "Да пошли вы..."

Последнее выступление в Калининграде. С голосом у Высоцкого было нормально. Но он, видно, чувствовал, что ему жить осталось мало - песни записаны, поэтому хотел больше рассказать. В начале концерта он спел, потом стал говорить... И тут крик из зала: "Хватит, Володя, трепаться. Ты лучше пой". Высоцкий: "Все, кончаю трепаться". Повернулся и ушел со сцены.

Володя Конторов рассказывал, как Высоцкий мог помочь мне получить квартиру. Прилетели они с Высоцким в Ленинград - должен был быть концерт для партверхушки у Романова. Володя звонит мне, приглашая с собой на концерт. А я в этот момент был в отъезде. А так сходил бы, спел "За туманом" - и хватило бы одного росчерка первого секретаря, чтобы переехать из коммуналки. У Крыжановского была запись, где Высоцкий об этом случае рассказывает Шемякину. Эту запись даже передавали по Би-би-си, когда Высоцкого уже не стало.

5 мая 1998, Минск

 Текст впервые был опубликован в книге "Владимир Высоцкий. Белорусские страницы". Авторы-составители: В.Шакало, А.Линкевич. Издательство "Альфа Пресс", Минск, 1999г.